Рады, что вам понравилась статья 😊
Возрастная психология – это раздел психологии, который сфокусирован на изучении особенности психологического развития человека на разных этапах его жизни, начиная с младенчества и заканчивая пожилым возрастом.
В связи с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психология, а также психология молодости, взрослости и зрелости. В свою очередь, каждая группа делится на подгруппы.
В возрастной психологии выделяют две категории задач: теоретические и практические. Теоретические задачи служат для углубления теории, а практические задачи направлены на внедрение исследований в практику и организацию психологической помощи.
Среди основных задач возрастной психологии выделяют следующие:
Предметом исследований возрастной психологии является изучение возрастной динамики психики человека, факторы, закономерности, условия, механизмы формирования, становление и развитие человека в онтогенезе.
Возрастная психология также занимается исследованием и изучением особенностей разных этапов развития, возрастных кризисов и то, как они влияют на поведение и психологическое состояние человека.Определение №1 Онтогенез – это индивидуальное развитие человека с момента его рождения до смерти.
Возрастная психология использует многочисленные методы, большинство из которых заимствованы из смежных дисциплин. Они используются для всестороннего изучения психического развития человека на данном этапе развития, поэтому выбираются исходя из возрастной категории, цели и стратегии исследования. Согласно этому выделяются четыре основных метода исследований:
В возрастной психологии различают три вида возрастных изменений:
Эволюционные и революционные изменения имеют устойчивый и необратимый характер и не требуют систематического подкрепления. Но ситуативные изменения нуждаются в систематическом подкреплении, так как они неустойчивые. Они преобразуют частные формы поведения, знания, умения, навыки.
Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов – наследственности, среды и воспитания.
Большое влияние на психические развитие человека оказывает наследственность. Каждый ребенок несет в себе генетические особенности своих родителей: особенности телосложения, цвет волос, глаз и кожи. Это генетические характеристики, передаваемые от одного поколения к другому. Психологические характеристики, такие как интеллект, индивидуальность, креативность и так далее, являются врожденными и передаются по наследству. Генетический код обеспечивает основу, на которой растут мозг и тело, и проявляется в наблюдаемом внешнем виде и поведении.
Другим важным фактором развития человека является среда, в которой живет человек. Ребенок живет и растет в своем окружении. Окружающая среда состоит из широкого спектра стимулов и обеспечивает необходимый вклад и эмпирическую базу для развития ребенка. Обогащение или обеднение окружающей среды привело бы к различиям в его способностях. Например, ребенок может унаследовать музыкальный талант от своих родителей через передачу генов, но он может не преуспеть в музыкальной сфере, если не получит надлежащего окружения и поддержки для развития своих врожденных способностей.
В возрастной психологии выделяют две среды:
Высокое развитие человека зависит от благоприятного условия и близкого и далекого окружающей среды.
Кроме этого, есть группа социальных факторов, которые тотального воздействия не оказывают, но дают человеку возможность развития. К ним можно отнести культуру, литературу, искусство, средства массовой информации, технические и спортивные общества, различные клубы, выставки, секции и т.д. Степень воздействия этих факторов будет определяться возможностями и стремлениями самой личности в их реализации.
Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание не может изменить унаследованных физических данных, врожденный тип нервной деятельности, изменить состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно может оказать формирующее влияние на развитие путем внесения определяющих корректив в устойчивость природных наследственных особенностей.
В настоящее время в возрастной психологии выделяют следующую возрастную классификацию, каждая из которых имеет свои особенности развития в социуме.
Период раннего младенчества, который включает в себя и новорожденность. Ребенок рождается на свет из системы безусловных рефлексов. Его нервная система готова к установлению связей с миром. С первых дней жизни можно заметить условные рефлексы, первый из них – это поза при кормлении грудью. Далее интенсивно развиваются все системы организма, развивается способность к ощущениям и восприятие объектов. Слуховые и зрительные анализаторы тоже активно развиваются. Главным посредником между ребенком и миром в этот период является мать. Если мать проявляет любовь и ласку, то у ребенка формируется доверие к миру. В этот период ведущей деятельностью является общение с взрослыми. С 3-х месяцев ребенок пытается произнести первые звуки. Около года у него развивается способность делать первые шаги.
В начале этого возраста ребенок учиться ходит прямо. Он расширяет свои контакты с миром. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметно-манипулятивная, которая заключается в ознакомлении ребенка с предметом и способом их правильного использования. Практические действия с предметами способствуют развитию мышления у детей. В 1-2 года у ребенка всё еще медленный темп овладения речью, так как у него плохой словарный запас. После двух лет процесс ускоряется, значительно расширяется словарный запас.
От 3-х до 4-х лет ребенок оперирует реальными предметами. У него развивается способность к сюжетно – ролевым играм. Уже к концу этого периода он способен играть в игры с правилами. Игровая деятельность создает благополучные условия для развития его познавательных интересов, что позволяет подготовить его для освоения более сложных символов – систем социальных знаков.
К 5 годам ребенок уже в состоянии самостоятельно обслуживать себя. У него развивается внимание. Он способен удерживать внимание на задании в течение 7‒12 минут. Различает цвет, сходства и различия предметов, самостоятельно собирает пазлы, учится раскрашивать и тому подобное. Также в этом возрасте можно уже наблюдать его индивидуальные черты характера. Он уже способен выразить свое мнение.
В этот период продолжается развитие восприятия у ребенка. Он более внимателен, чем в 5 лет. Устойчивость его внимания 20‒25 минут, а объем составляет 7‒8 предметов. Речь практически сформирована и близка к взрослой, а его словарный запас более 3000 слов. Ребенок свободно общается на разные темы, но ведущим по-прежнему остается наглядно-образное мышление.
С 7 лет начинается период младшего школьного возраста. Ведущей деятельностью в этом периоде выступает учение. Когда ребенок начинает учиться, у него преобладают утилитарные мотивы учения. Но развиваются познавательные и социальные мотивы учения. Игровая деятельность также имеет большое значение для развития побудительной сферы ученика, особенно для развития сознательного желания учиться.
Что касается физического развития, то равномерно увеличивается жизненная емкость легких, сердца и кровеносных сосудов.
Продолжается процесс окостенения костяка, окостенение фаланг пальцев и кисти рук еще не завершилось. Увеличивается размер головного мозга, быстро растут крупные мышцы, а мелкие отстают в развитии. Поэтому детей в этом возрасте нельзя перегружать выполнением письменных заданий.
Совершенствуются тормозные процессы, но возбуждение имеет приоритет над торможением, поэтому они склонны к импульсивному поведению.
Подростковый возраст начинается с 11 и продолжается вплоть до 16‒17 лет. В этом возрасте наблюдается анатомо-физиологическая перестройка всего организма, начиная с функционирования желез внутренней секреции, особенно гипофиза. Вследствие этого можно наблюдать скачок в росте, то есть интенсивное развитие тела в длину. Развиваются кости лицевой части черепа. Продолжается окостенение позвоночника, однако в нём ещё много хрящевой ткани. Интенсивно развивается мышечная система организма, начинается половое созревание.
Ведущим видом деятельности подросткового периода является взаимоотношение со взрослыми и ровесниками, общественный труд и обучение. Всё это играет важную роль в формировании личности подростков. Общении со взрослыми для них – это способ анализа окружающей действительности, а общение со сверстниками является своеобразным испытанием себя в сфере личностной, в частности, специфической моральной проблематики.
Юношеский возраст можно охарактеризовать как окончание физиологического развития человека.
В этом возрасте увеличивается объем внимания, развивается способность длительного сохранения и интенсивность переключения внимания с одного предмета на другой.
Отмечается философская направленность мышления и развитие творческих способностей.
Теперь он видит себя как личность в окружающем мире и определяет свою роль в реальности. У него формируются свои собственные принципы и изменяется мировоззрение.
Юношескому периоду свойственны такие черты, как безудержность и яркость характера. Молодые люди в этот период полны сил, поэтому большинство из них склонны преувеличивать свои знания, способности и умственные возможности. Но, тем не менее они коммуникабельны, что вызывает интерес к любви и близким отношениям.
Этот период в жизни называют периодом – ранней взрослости или же «стадией любви». К этому времени человек уже всесторонне развит как физически, так и психологически. В большинстве случаев люди в этом возрасте заняты поиском любимого человека и построением брачных уз. Они более ориентированы на создание семьи и воспитание детей. Те, которые не смогли построить прочные отношения в этот момент времени, могут чувствовать себя ненужными и одинокими.
Возраст от 28 до 39 лет – это венец или же кульминационный момент подтверждения того, что предыдущие этапы жизни были потрачены не зря. В этом возрасте начинают проявляться первые результаты, первые плоды человеческого труда. Это своего рода точка поворота, когда уже наступает конец поисков, экспериментов и неопределенностей. Это момент, когда уже человеку стоит выбрать один путь и предпочесть определенную модель жизни.
Стадия средней взрослости. Для одних этот возраст ассоциируется с продуктивной и творческой работой над собой, полноценной и разнообразной жизнью, удовлетворенностью семейными отношениями и тому подобное. А для некоторых это непродуктивность в работе, эгоизм и эгоцентризм, исключительная забота только о себе.
Этот период, когда человек достигает вершины предпенсионного мастерства. У него уже есть определенный статус в обществе и достаточный опыт профессионального общения с людьми и потребность передачи этого опыта для них считается ведущей деятельностью. В этот момент снова встает вопрос смысла жизни, но теперь в виде подведения итогов. В конце зрелости можно наблюдать кризис, связанный с возрастной перестройкой организма или же изменениями в социальном статусе.
Возраст от 50 до 55 – это продолжение зрелости, но ещё не старость. С наступлением этого возраста физиологическое состояние человека начинает ухудшаться, изменяется энергетический статус. Также меняется социальный статус, переход от роли родителей в роль дедушек или бабушек. Начинают появляться вопросы о продолжительности жизни, наблюдается страх смерти. В большинстве случаев у многих людей за 55 снижается позитивный настрой к жизни, но можно наблюдать и обратное.