21.08.2024
#Психология
42

Возрастная периодизация Эльконина

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Объяснение концепции возрастной периодизации Эльконина
  2. Основные периоды развития по Эльконину
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Объяснение концепции возрастной периодизации Эльконина

Каждый человек в ходе своего развития и роста проходит через определенные возрастные этапы, отличающиеся друг от друга уровнем физического, интеллектуального, эмоционального развития. Тесную связь между уровнем развития и возрастом у детей заметил Д. Б. Эльконин. Он предположил, что существует очень прочная связь между возрастом и развитием ребенка. Именно это положение легко в основу возрастной периодизации Д. Б. Эльконина. 

Основные периоды развития по Эльконину

Согласно концепции Д.Б. Эльконина, ребенок проходит 6 этапов развития.

Период младенчества (0–1 год)

До двух месяцев новорожденный малыш испытывает особую потребность в пище и заботе. Ребенок реагирует на свет, звук, прикосновения, внешние раздражители. В этот период малыш начинает улыбаться, концентрировать свой взгляд. 

После 2 месяцев начинается активное взаимодействие с окружающей средой. Активно развивается сенсорное восприятие, речь, движения. Проявляются эмоции (радость, печаль, злость), формируется эмоциональная привязанность к родителям. 

В целом этот период в жизни ребенка характеризуется:

  • стремительным физическим ростом, интеллектуальным развитием;
  • быстрым развитием психических процессов;
  • формированием эмоциональных связей, привязанности;
  • зарождением когнитивных и языковых навыков. 

Ведущим видом деятельности в этот период является общение со взрослыми через эмоции и игру.

Период раннего детства (1–3 года)

Этот этап детского развития отличается быстрым физическим, психоэмоциональным, когнитивным развитием. В период с 1 до 3 лет формируется:

  • моторные навыки;
  • речь от первых слов до простых предложений;
  • память, мышление, внимание, концентрация;
  • самосознание;
  • навык игры со взрослыми и сверстниками;
  • социальные навыки, позволяющие устанавливать контакты с детьми и взрослыми.

Ведущей деятельностью является предметная. Сюда относятся манипуляции с предметами, эксперименты, чтобы понять, как они «работают», строительство объектов из кубиков, конструктора, рисование, лепка и другие виды творческой деятельности. 

Период раннего детства считается основным для дальнейшего полноценного развития ребенка.

Период дошкольного возраста (3–7 лет)

В период дошкольного возраста в познавательной сфере наблюдается активное освоение речи, развитие памяти и восприятия, формирование элементарных математических представлений.В эмоциональной и личностной сфере происходит:

  • развитие воображения, фантазии;
  • усиление эмоциональной экспрессии;
  • формирование устойчивых чувств, эмоций;
  • формирование нравственных качеств;
  • развитие самооценки.

В дошкольный период усложняются социальные связи ребенка. Начинается активное общение со сверстниками, а также формируется гендерная идентичность.

Главным новообразованием этого периода является произвольность внимания — способность им управлять по собственному желанию. Ведущий вид деятельности — игра. 

Период начальной школы (7–11 лет)

На первое место в период начальной школы выходит учебная деятельность — активное освоение знаний, умений и навыков. Наблюдается активный рост когнитивных способностей — памяти, логики, внимания, мышления. Ребенок начинает мыслить абстрактно без опоры на внешние предметы. 

В начальной школе ребенок сознательно может управлять своими эмоциями. Также развиваются волевые качества. Определяющим фактором в поведении становится оценка действий ребенка учителем или значимым взрослым. 

В личностной сфере наблюдается:

  • усиление мотивации к познанию;
  • формирование морально-этических норм;
  • усложнение социальных связей со взрослыми. 

Ближе к 11 годам у ребенка возникает потребность в переоценке ценностей, а также чувство взрослости.

Период средней школы (11–15 лет)

В этом возрасте продолжает развиваться абстрактное мышление, укрепляются познавательные интересы, формируется научное мировоззрение. 

В плане эмоций ребенок начинает лучше контролировать себя, осознает свои поступки, правильность и неправильность своих действий. Появляются чувства дружбы, преданности, любви. Нарастает потребность в самоопределении. 

Основное психологическое новообразование возраста — чувство взрослости и стремление считаться взрослым в окружающей среде. На первый план выходит общение со сверстниками, формирование социальных связей в коллективе, совместное времяпрепровождение, обмен информацией. 

В этот же период формируется критическое мышление, усиливается стремление к самостоятельности и независимости от родителей.

Период старшей школы (16–18 лет)

В период старшей школы у ребенка усиливается интерес к философским, социальным вопросам, формируется мировоззрение и критическое отношение к действительности. 

На этот период приходится окончательное формирование системы ценностей и жизненных идеалов, профессиональных навыков, развитие индивидуальности, самоопределение и выбор жизненного пути. 

Ребенок принимает активное участие в жизни школы, семьи. Испытывает огромную потребность в общении со взрослыми и сверстниками. 

Практические рекомендации для родителей и педагогов

В дошкольном и младшем школьном возрасте важно создать эффективную развивающую среду.  Рекомендуется играть с детьми, читать книги, проводить развлекательно-познавательные мероприятия — экскурсии, поездки, конкурсы, познавательные игры. Учебный процесс необходимо сделать увлекательным и интересным. 

В подростковом периоде, начиная с 11 лет, ребенка нужно воспринимать как личность. Уважительно относится к его потребностям, соблюдать личное пространство, учитывать интересы и мнение ребенка по любому вопросу. Важно поддерживать стремление подростка в самостоятельности и по-прежнему стимулировать научно-познавательный интерес через грамотно организованную познавательную среду. 

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту