21.08.2024
#доклад
#конференция
42

Возрастная периодизация Эльконина

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Объяснение концепции возрастной периодизации Эльконина
  2. Основные периоды развития по Эльконину

Объяснение концепции возрастной периодизации Эльконина

Каждый человек в ходе своего развития и роста проходит через определенные возрастные этапы, отличающиеся друг от друга уровнем физического, интеллектуального, эмоционального развития. Тесную связь между уровнем развития и возрастом у детей заметил Д. Б. Эльконин. Он предположил, что существует очень прочная связь между возрастом и развитием ребенка. Именно это положение легко в основу возрастной периодизации Д. Б. Эльконина. 

Основные периоды развития по Эльконину

Согласно концепции Д.Б. Эльконина, ребенок проходит 6 этапов развития.

Период младенчества (0–1 год)

До двух месяцев новорожденный малыш испытывает особую потребность в пище и заботе. Ребенок реагирует на свет, звук, прикосновения, внешние раздражители. В этот период малыш начинает улыбаться, концентрировать свой взгляд. 

После 2 месяцев начинается активное взаимодействие с окружающей средой. Активно развивается сенсорное восприятие, речь, движения. Проявляются эмоции (радость, печаль, злость), формируется эмоциональная привязанность к родителям. 

В целом этот период в жизни ребенка характеризуется:

  • стремительным физическим ростом, интеллектуальным развитием;
  • быстрым развитием психических процессов;
  • формированием эмоциональных связей, привязанности;
  • зарождением когнитивных и языковых навыков. 

Ведущим видом деятельности в этот период является общение со взрослыми через эмоции и игру.

Период раннего детства (1–3 года)

Этот этап детского развития отличается быстрым физическим, психоэмоциональным, когнитивным развитием. В период с 1 до 3 лет формируется:

  • моторные навыки;
  • речь от первых слов до простых предложений;
  • память, мышление, внимание, концентрация;
  • самосознание;
  • навык игры со взрослыми и сверстниками;
  • социальные навыки, позволяющие устанавливать контакты с детьми и взрослыми.

Ведущей деятельностью является предметная. Сюда относятся манипуляции с предметами, эксперименты, чтобы понять, как они «работают», строительство объектов из кубиков, конструктора, рисование, лепка и другие виды творческой деятельности. 

Период раннего детства считается основным для дальнейшего полноценного развития ребенка.

Период дошкольного возраста (3–7 лет)

В период дошкольного возраста в познавательной сфере наблюдается активное освоение речи, развитие памяти и восприятия, формирование элементарных математических представлений.В эмоциональной и личностной сфере происходит:

  • развитие воображения, фантазии;
  • усиление эмоциональной экспрессии;
  • формирование устойчивых чувств, эмоций;
  • формирование нравственных качеств;
  • развитие самооценки.

В дошкольный период усложняются социальные связи ребенка. Начинается активное общение со сверстниками, а также формируется гендерная идентичность.

Главным новообразованием этого периода является произвольность внимания — способность им управлять по собственному желанию. Ведущий вид деятельности — игра. 

Период начальной школы (7–11 лет)

На первое место в период начальной школы выходит учебная деятельность — активное освоение знаний, умений и навыков. Наблюдается активный рост когнитивных способностей — памяти, логики, внимания, мышления. Ребенок начинает мыслить абстрактно без опоры на внешние предметы. 

В начальной школе ребенок сознательно может управлять своими эмоциями. Также развиваются волевые качества. Определяющим фактором в поведении становится оценка действий ребенка учителем или значимым взрослым. 

В личностной сфере наблюдается:

  • усиление мотивации к познанию;
  • формирование морально-этических норм;
  • усложнение социальных связей со взрослыми. 

Ближе к 11 годам у ребенка возникает потребность в переоценке ценностей, а также чувство взрослости.

Период средней школы (11–15 лет)

В этом возрасте продолжает развиваться абстрактное мышление, укрепляются познавательные интересы, формируется научное мировоззрение. 

В плане эмоций ребенок начинает лучше контролировать себя, осознает свои поступки, правильность и неправильность своих действий. Появляются чувства дружбы, преданности, любви. Нарастает потребность в самоопределении. 

Основное психологическое новообразование возраста — чувство взрослости и стремление считаться взрослым в окружающей среде. На первый план выходит общение со сверстниками, формирование социальных связей в коллективе, совместное времяпрепровождение, обмен информацией. 

В этот же период формируется критическое мышление, усиливается стремление к самостоятельности и независимости от родителей.

Период старшей школы (16–18 лет)

В период старшей школы у ребенка усиливается интерес к философским, социальным вопросам, формируется мировоззрение и критическое отношение к действительности. 

На этот период приходится окончательное формирование системы ценностей и жизненных идеалов, профессиональных навыков, развитие индивидуальности, самоопределение и выбор жизненного пути. 

Ребенок принимает активное участие в жизни школы, семьи. Испытывает огромную потребность в общении со взрослыми и сверстниками. 

Практические рекомендации для родителей и педагогов

В дошкольном и младшем школьном возрасте важно создать эффективную развивающую среду.  Рекомендуется играть с детьми, читать книги, проводить развлекательно-познавательные мероприятия — экскурсии, поездки, конкурсы, познавательные игры. Учебный процесс необходимо сделать увлекательным и интересным. 

В подростковом периоде, начиная с 11 лет, ребенка нужно воспринимать как личность. Уважительно относится к его потребностям, соблюдать личное пространство, учитывать интересы и мнение ребенка по любому вопросу. Важно поддерживать стремление подростка в самостоятельности и по-прежнему стимулировать научно-познавательный интерес через грамотно организованную познавательную среду. 

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!