Рады, что вам понравилась статья 😊
Произведение В. Маяковского «Послушайте» было создано в 1914 году. В то время начинающий поэт опубликовал сборник «Нате» и обрел известность и широкую огласку в литературных сообществах. В сборник входит небольшое количество работ, но уже в них заметен слог поэта, в котором он продолжил творить в дальнейшем. Стих «Послушайте» отобразил, что Владимир Маяковский способен не только противостоять режиму, но и размышлять на романтические темы.
Шедевр создавался в непростой исторический период: 1914 год — Первая мировая война, свержение царской власти, переход ее в руки коммунистов. Заинтересованный футуризмом юный поэт строит грандиозные планы, мечтает и желает разобраться, что есть смысл бытия. 1914 год — период активного развития страны во многих сферах, граждане возлагали надежды на скорое будущее и верили в себя. На ход мыслей членов общества оказывали влияние всеобщая урбанизация, технический прогресс, последовательные перемены на новый лад. В творении Маяковского видится счастливый взгляд в будущее.
В произведениях описанного временного промежутка читатель может найти нескромные, нахальные, неуважительные ноты, но, приглядевшись, заметит, что за видимым напуском кроется чувственная, покинутая сущность. Цельность черт характера автора, внутренняя благоразумность, способствовавшая ориентированию в актуальных эпохе вопросах, уверенность в истинности собственных моральных принципов отличали Маяковского от остальных творцов своего времени, от рутинного хода жизнедеятельности. Эта уникальность порождала внутреннее несогласие со сложившейся обстановкой, в которой возвышенные нравственные принципы, о которых грезил поэт, не имели места. Творение являет собой жалобу на людское безразличие. Автор будто дискутирует с абстрактным оппонентом, личностью неглубокой и приземленной, зацикленной на благах мира, посвящая ей в свое сопротивление равнодушию, одиночеству и печали.
«Послушайте!» по литературному жанру является элегией. В стихотворении имеются признаки обращения. Поэт думает о вечном вопросе, взывая к слушателям. Строки написаны тоническим стихом. Также можно заметить черты белого стиха, некоторые из строчек рифмуются друг с другом.
Стихотворение построено в формате монолога-обращения к читателю. Его можно поделить на три элемента:
Третья часть оканчивает структуру произведения, но в первой части слова о звездах слышатся как предположение, а в третьей — как убеждение.
Произведение не подразделяется на строфы. Из-за нестандартной формы, присущей стихам в жанре футуризма, стихотворение выделяется из всех стихов в жанре философской лирики.
Тему произведения непросто обозначить твердо. Ее понимание зависит от интерпретации задействованных автором символических образов. Одни литературоведы пришли к выводу, что под звездами Владимир Владимирович имел в виду писательство, другие сходятся во мнении, что под данной метафорой имеется в виду бытие человека.
В стихотворении описан лирический герой, который обращается к зрителям. Слово «послушайте» интересует читателей, притягивая их внимание. Герой с самого начала пускается в рассуждения о звездах. Он считает, что если звезды зажигают, это кому-то нужно. После он старается подтвердить свою гипотезу, убедить читателей в ее правдивости.
Фото: Сгенерированно нейросетью myneuralnetworks
Автор полагает, что звезды зажигает Бог. Он емко повествует о том, как человек наносит визит Богу и умоляет осветить дорогу. Он считает существование без звезд мукой и страданием. Когда в его душе зарождается уверенность в том, что звезды снова зажгутся, он успокаивается, чувствует умиротворение, вместе с тем испытывая некую тревогу. В данной части акцент ставится на образ Бога, ответственного за звездный свет ночью. Писатель делает его ближе к людям за счет одного элемента — «жилистая рука».
В заключение поэт снова задается вопросом, давая понять, что исчерпывающий ответ пока что не найден.
Главная мысль произведения отражается в рефрене:
Цитата «Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?»
Произведение «Послушайте!» — это обращение к людям. Но послание не возвышенное и громкое, что привычно видеть в работах Маяковского. Это посыл ненадолго остановиться, вознестись над миром «полуденной пыли», обратить внимание на ночное небо и звезды, порассуждать, что является причиной каждого поступка человека.
Главная идея шедевра состоит в том, что звезда должна загораться в жизни любого человека. Без звезды — устремления, мысли — жить на Земле не представляется возможным, бытие превращается в муку и все становится тленным и лишенным смысла. Личности мало просто существовать. Ей необходимо начинать день с улыбки, желать для себя лучшего, делиться с близкими счастьем и заботиться о них.
Писатели и философы много раз рассуждали об искании смысла бытия, о том, что полноценная жизнь без стремлений невозможна. Но В. Маяковский смог рассказать об этом легко, доступными для восприятия фразами. Он сопоставляет мечту со звездами – данные метафоры были широко распространены и ранее. Но характерной чертой Маяковского являлось открытие нового человека, обновленного социума, светлого мира будущего, где любой обретет счастье и исполнит мечты.
В стихотворении можно отметить таких героев, как:
Произведение «Послушайте!» выделяется среди творчества данного автора в первую очередь тем, что здесь он не применяет привычные неологизмы, гордые и выразительные фразы. В описанном лирическом произведении Маяковский предстает перед созерцателями в образе человека с доброй, искренней душой, желающий каждому читателю отыскать свою тихую гавань и призвание. В данной работе знакомый радикальностью высказываний поэт раскрывается в ином, умиротворенном ключе.
В произведении каждое слово несет большой эмоциональный посыл. Стихотворение чистосердечное, западающее в сердце читателя. Читатель ощущает себя на месте лирического героя благодаря тому, что автор использует обобщенное местоимение «Кто-то».
Произведение выдержано в четком ритме, что характерно для творчества Маяковского. Уникальный эмоциональный фон получается за счёт использования таких приемов, как:
В тексте большое количество метафор («метели полуденной пыли», «звезды зажигают», «врывается к богу»), и каждая из них обладает своим сакральным смыслом. Автор вводит эпитеты: «жилистая рука», «полуденная пыль», «ходит тревожный, но спокойный». В средствах выразительности отображена персональная черта автора – его манера сочетания высокого и неосязаемого с реальным. Автор пользуется экспрессивной лирикой для отображения невозможности существования без звезд: плачет, врывается, клянется.
Эмоциональная окраска осуществляет важную роль в произведении – создается ощущение, что лирический герой повествует слушателям о своих размышлениях с трибуны.
В описанном стихотворении автор прописал три основных образа, помогающих исчерпывающе описать главную мысль элегии. На всеобщем фоне выделяются следующие образы:
Фото: Сгенерированно нейросетью myneuralnetworks