Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения совершенной конкуренции
1.1. Теоретические аспекты изучения совершенной конкуренции………....5
1.2. Критерии совершенной конкуренции……………………………………8
1.3. Модель совершенной конкуренции……………………………………...11
Глава 2. Практическое изучение совершенной конкуренции на рынке
2.1. Российские предприятия на современном рынке ограниченной конкуренции …………………14
2.2. Изучение близости рынка совершенной конкуренции на практике…….20
2.3. Применение совершенной конкуренции в хозяйственной практике….24
Заключение……………………………………………………………………. .28
Список литературы …………………………………………………………….31
Читать дальше
Курсовая работа была посвящена теме «Возможности применения модели совершенной конкуренции к реальной хозяйственной практике».
Актуальность темы исследования на лицо. В условиях рыночной экономики каждый хозяйствующий субъект стремится обеспечить свое эффективное функционирование. Поэтому предприятиям важно правильно оценивать рыночную конъюнктуру и, исходя из нее, находить эффективные способы производства продукции, пути и инструменты выгодного выхода на рынок. Для предприятий в условиях совершенной конкуренции эта задача усложняется тем, что им приходится функционировать, в основном, в условиях, заключающихся в свободе взаимного противостояния друг другу при стремлении добиться устойчивого положения на товарных рынках. Ориентация деятельности предприятий на рынок в таких условиях диктует необходимость их стратегического развития, дающего возможность адаптироваться к действиям конкурентов и лучше использовать свой внутренний рыночный ресурс.
Цель курсовой работы - изучение возможности применения совершенной конкуренции на практике – достигнута.
В процессе работы над курсовой, было выполнено следующее:
1. Рассмотрена сущность совершенной конкуренции, сложившейся исторически. А.Смит предложил прообраз понятия «совершенная конкуренция», который он называл «свободная конкуренция». Совершенно конкурентный рынок это рынок со множеством небольших покупателей и продавцов, продающих однородный товар в условиях, когда покупатели и продавцы обладают одинаковой информацией о товаре и друг друге. Главной вывод гипотезы «невидимой руки» Смита нами уже обсуждался – совершенно конкурентный рынок способен обеспечить эффективное распределение ресурсов (когда товар продаются по ценам, в точности отражающим предельные издержки фирмы на его производство).
В настоящее время у экономистов принято пользоваться условиями совершенной конкуренции, о которых говорил А. Смит. То, что понимается под совершенной конкуренцией, на самом деле есть модель, которая может многое сказать о системе цен, но мало что говорит о конкуренции и организации фирм, писал в труде «О богатстве народов» А. Смит.
2. Подробно описаны условия отнесения того или иного рынка к совершенной конкуренции. Ф. Найт в своей работе «Риск, неопределённость и прибыль», изданной в 1921 г., сформулировал основные условия совершенной конкуренции которые дошли до нашего времени почти в неизменном виде. Вот они:
1) количество компаний на рынке максимально большое и стремится к бесконечности;
2) барьеры входа на рынок минимальны или отсутствуют вовсе;
3) покупатель знает всю информацию;
4) влияние фирмы на общую картину на рынке незначительно, и своим поведением она практически не способна изменить ситуацию на рынке;
5) производимый продукт на рынке однороден и имеет похожие полезные свойства.
3. Представлена идеальная модель совершенной конкуренции. Идеальная модель совершенной конкуренции имеет следующие характеристики:
? Множество небольших и независимых покупателей и продавцов, не способных влиять на рыночную цену
? Свободный вход и выход фирм, то есть отсутствие барьеров
? На рынке продается однородный товар, не имеющий качественных отличий
? Информация о товаре открыта и одинаково доступна всем участникам рынка
4.Изучена близости рынка к совершенной конкуренции на основе представленных и описанных критериев совершенной конкуренции;
5. Рассмотрена возможность применение совершенной конкуренции в хозяйственной практике.
В итоге, хочется сказать, что современные рыночные структуры далеки от характеристик совершенной конкуренции, поэтому совершенная конкуренция является на текущий момент идеальной экономической моделью (как идеальный газ в физике), которая недостижима в реальности из-за многочисленных сил трения.
Читать дальше
1. Алексеева А.И. О методологическом обосновании науки и практики экономического анализа хозяйственной деятельности [Текст]\ Алексеева Алла Илларионовна \\ Проблемы управления. № 5. 2009.
2. Аль-рефаи В. А., Наумейко И. В. Модель конкуренции в системах типа «производитель-перекупщик» \ Аль-рефаи В. А., Наумейко И. В. \\ ScienceRise. № 2 / том 3 / 2014.
3. Бархатов Виктор Иванович. Теоретико-методологические аспекты совершенной и несовершенной конкуренции [Текст] \ Бархатов В.И.\\ Вестник Челябинского государственного университета. № 1. 2008. С. 3-16.
4. Вадейко Е.И. Экономическая теория. Часть 1. Учебное пособие. – М.: Юнити, 2010.
5. Воронов А. Конкуренция в 21 веке // Маркетинг, 2001 №5. – с. 6-9.
6. Гудкова Т. Культура фирмы в контексте экономической теории и хозяйственной практики [Текст]\ Гудкова Т. В. \\ Фундаментальные исследования. № 4. 2011.
7. Дятел Е.П. Что мы знаем о совершенной конкуренции?\ Дятел Евгений Петрович \\ Известия Уральского Государственного Экономического Университета. № 6 / 2003.
8. Зейналова М.Л. Особенности неоклассической теории совершенной конкуренции. Комментарий. \ Зейналова М. Л. \\ Вестник Финансового университета. № 4 / 2001.
9. Иванников А.С. Экономическая теория и хозяйственная практика. // Экономика и политика, №6. – 2012.
10. Игнатова Т.А., Некрасов В.И. Основы экономической теории. – М.: Феникс, 2011.
11. Ильин А.С, Волков В.А. Экономика предприятия. Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2009.
12. Козырев В.А. Основы современной экономики. – М.: Финансы и статистика, 2009.
13. Коуэлл Ф. Микроэкономика. Принципы и анализ. – М. Дело, 2011.
14. Кравцевич С.В. Типологии конкуренции: теоретико-исторический аспект \ Кравцевич Сергей Витальевич \\ Вестник Забайкальского Государственного Униерситета. № 5 / 2011.
15. Левина Л. Основы экономической теории и истории экономических учений (лекционный цикл) // Российский экономический журнал.2002.№ 1. – с. 40-42.
16. Лесли Л., Г. Джонсон. Модель совершенной конкуренции и рынок высшего образования \ Л. Лесли \\ Вопросы образования. № 2. 2004. С. 89-105.
17. Лехтянская Л.В. Экономическое значение конкуренции \ Лехтянская Лариса Владимировна \\ Шлепакова Кристина Витальевна. Экономика и современный менеджмент: теория и практика. № 45 / 2015.
18. Маков М.Н. Вопросы принятия решений в хозяйственной практике \\ Маков Марат Наилович \\ Вестник Чувашского Университета. № 1. 2007.
19. Мамедов О.Ю. Нужна ли экономическая теория хозяйственной практике? [Текст] \ Мамедов О. Ю. \\ TERRA ECONOMICUS. № 4. Том 10. 2012.
20. Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория. – М.: КноРус, 2010.
21. Петренко Е.А. Экономико-математическая модель межотраслевой конкуренции монополий \ Петренко Е.А. \\ Вестник Экономики транспорта и промышленности. № 33 / 2011.
22. Полусмакова Н.С. Развитие концепций конкуренции: эволюционный подход \ Полусмакова Н. С. \\ Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. № 1 / том 3 / 2011.
23. Шюкюров Игорь Ахадович. Методика оценки степени близости рынка к совершенной конкуренции [Текст ] Шюрюков И.А. \\ Вестник Челябинского государственного университета. № 11 (366). 2015. С. 106-112.
24. Юдкевич М.М. Модель совершенной конкуренции и рынок высшего образования: 30 лет спустя \ М.М. Юдкевич \\ Вопросы образования. № 2 / 2004.
25. Ярцева Н.В. Введение в экономику. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2013.
Читать дальше