Не знаете, где делают контрольные на заказ ? Обратитесь за помощью в Work5.
.В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. В зарубежной психологии проблемой агрессивности занимались А. Бандура, А. Басс, К. Бютнер, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э. Фромм и др. В западной психологии тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Существует большее число теоретических концепций, объясняющих эти феномены, проводятся многочисленные экспериментальные исследования, многие психотерапевтические школы, сталкиваясь с проблемой агрессивного поведения, пытаются разрабатывать техники его коррекции. Тема «детской агрессивности» в отечественной психологии долгое время была закрыта и не получила должной разработки. Публикации на эту тему представляют собой главным образом обзор зарубежных исследований. В отечественной науке проблему агрессии в той или иной степени затрагивают в своих исследованиях П. П. Блонский, Г. Э. Бреслав, Л. С. Выготский, Л. Б. Гиппенрейтер, А. И. Захаров, С. Л. Колосова, Р. В. Овчарова, Н. М. Платонова, А. А. Реан, Т. Г. Румянцева, Л. М. Семенюк, И. А. Фурманов и др. Среди современных исследователей, рассматривающих особенности проявления агрессии в детском возрасте, следует выделить работы таких авторов как М. В. Краснова, И. А. Тютюева, М. В. Тетерина, О. М. Попова, Ю. Е. Иванова, А. В. Спирина, Е. В. Демко, Т. Н. Банщикова, Е. А. Антонова, В. О. Смрнова, П. В. Борисова. В указанных исследованиях рассматриваются, преимущественно, особенности проявления детской агрессивности, в частности, у детей с задержкой психического развития и другими отклонениями, пути коррекции агрессии, направления работы ДОУ по профилактике детской агрессивности. В то же время, специфика становления агрессивных паттернов в дошкольном возрасте на сегодняшний день изучена недостаточно, что и обуславливает необходимость проведения нашего исследования. В связи с этим, целью нашего исследования является изучение особенностей становления агрессивного паттерна в поведении детей – дошкольников. Объектом исследования выступает поведение детей дошкольного возраста. Предмет исследования – становление агрессивного паттерна в поведении детей – дошкольников. В качестве гипотезы нашего исследования выступило предположение о том, что семья выступает значимым фактором в становлении агрессивного паттерна детей – дошкольников. Для реализации цели и подтверждения гипотезы исследования нами были поставлены такие задачи: 1. Провести теоретический анализ литературы по теме. 2. Проанализировать истоки и предпосылки формирования агрессивности. 3. Рассмотреть особенности становления агрессивного паттерна в поведении. 4. Провести эмпирическое исследование становления агрессивного паттерна в поведении детей – дошкольников. 5. Представить способы коррекции детской агрессивности. 6. Сформулировать выводы на основании проведенного исследования. Теоретические основы исследования.Особенности становления агрессивного паттерна в поведении детей - дошкольников исследовались нами при помощи теоретических и практических методов. Теоретическими методами исследования выступили метод анализа научных систем знаний, аналитико – синтетический, индуктивно – дедуктивный методы, метод обобщения и систематизации знаний. Среди практических методов, применяемых нами для разрешения задач исследования, выступили методы психодиагностики (авторская анкета, проективная методика «Рисунок семьи», опросник «Взаимодействие с ребенком» И. И. Марковской, Шкала степени отверженности ребенка в семье, методика «Родительское сочинение» В. В. Столина). Для обработки и интерпретации результатов использовались методы математической статистики, такие как t–критерий Стьюдента, коэффициента корреляции rxy Пирсона. Проверка экспериментальных данных на нормальность осуществлялась при помощи метода А. Е. Пустыльника. При проведении исследования осуществлялась ориентировка на принципы научности, детерминизма, развития, системности, комплексности, дополненности. Принцип детерминизма реализован непосредственно в выдвинутой нами гипотезе, теоретическом обосновании исследования влияния семейного фактора на становление агрессивного паттерна в поведении детей - дошкольников. Согласно принципу развития, мы рассматриваем агрессию как специфическую психологическую категорию, находящуюся под влиянием непрерывной трансформации общественного сознания и на современном этапе требующую активного изучения. Принцип соответствия реализуется в ходе анализа теоретических исследований разных исторических эпох, рассмотрения их с позиций объективности и взаимообусловленности. Одновременно с этим анализ исследуемых явлений происходит с позиций междисциплинарности, психологические явления рассматриваются нами как целостные в рамках естественной, исторической, социальной систем, что соответствует принципу системности. Согласно принципу дополненности, нами учтено влияние на проявление изучаемых явлений особенности взаимодействия объекта исследования со средой, все теории, описывающие заданную нами область исследования, признанные как равноправные и правомерные. Опытно – экспериментальной базой исследования стало МА ДОУ № 202 г. Хабаровска. Выборку исследования составили 30 дошкольников в возрасте от 5 до 6 лет. Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что они могут быть использованы в консультативной, психодиагностической деятельности при работе с агрессивными детьми, целью диагностики и коррекции их индивидуально-личностных особенностей. Полученные результаты также расширяют и дополняют существующие теоретические представления об агрессии и механизмах ее формирования в дошкольном возрасте. Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов, выводов к разделам, общих выводов и списка использованных источников, который насчитывает 42 позиции, а также включает 7 таблиц и 7 рисунков. ?