Неотъемлемой частью современного психоанализа выступает школа выдающегося швейцарского психолога К.Г. Юнга. Концепция К.Г. Юнга, охватывающая личность в единстве сознательного аспекта и бессознательного, индивидуально-личностного и коллективно-архетипического, имеющая не только огромнейшую теоретическую ценность, которая оказывает влияние практически на все современные гуманитарные науки, но и доказывает свою эффективность в более чем полувековой клинической практике. Теория К.Г. Юнга, получившая название «аналитическая психология», отражается в его трудах «Психологические типы» (1921), «Избранные труды по аналитической психологии» (1939) и т.д.
Личность по мнению К.Юнга выступает результатом взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности.
Юнг рассматривает индивидуацию как потребность для человека, особенно тогда, когда нормирование коллективных критериев преобладает в жизни индивидуума. Поэтому представители аналитической психологии Юнга до сих пор считают, что индивидуация это опасный и тяжелый путь для личности. Здесь вступают во власть, как сознание, так и бессознательное: подсознание в виде образов, представлений, сновидений и идей. Для облегчения прохождения человеком процесса индивидуации, Юнг снова использует подход коллективного бессознательного и архетипического. Под механизмом конечной реализации индивидуации Юнг понимал выведение архетипа Самости в центр личности. Юнг полагал, что в процессе индивидуации происходит процесс самореализации, который доступен только высокообразованным и высоконравственным людям.
Проследив развитие личности в контексте аналитической психологии, Юнг пришел к вводу, что нет возможности достижения исходного понимания правильного пути развития какого-то конкретного индивида, если не признается тот факт, что несколько человек с различными психологическими типами развиваются и растут совершенно по-разному.
В структуре личности Юнг выделял следующие составляющие: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.
Под Эго Юнг понимал все, что человек осознает.
К.Г.Юнгом сводится на минимум и роль индивидуального бессознательного, которое заменяется коллективным бессознательным, имеющее врожденный характер и на протяжении миллионов лет передающееся из поколения в поколение. Коллективное бессознательное состоит в частности из архетипов – первичных образов, которые проявляются в основном в сновидениях и заставляют людей вести себя в определенной ситуации таким образом, как это свойственно представителям всех культур. Архетип представляет опыт всего человечества, который объединяет знания от наших древнейших предков и предполагает нам реагировать определенным образом на наш текущий опыт.
Универсальность коллективного бессознательного, в отличие от строго индивидуального личного бессознательного, представлено архетипами. Перечисляя архетипы, которые К.Юнг определил можно увидеть и архетип Матери, архетип Энергии, архетип Бога, Демона, Героя, Мудреца, Ребенка и т.д. Но самые основные архетипы, являющиеся отдельными системами внутри личности это: Персона, Тень, Анима и Анимус, Самость.
Самость определяет целостность и порядок внутри человеческой души, охватывает все психические феномены человека, выражает единство и целостность всей личности. Проявление Самости в личности имеет архетипический характер: в сновидениях, мифах, сказках. Поэтому Самость представляет собой не только центр, но и тот объем, который включает в себя сознание и бессознательное; она является центром этой целостности подобно тому, как Я является центром сознания, и в виду всего этого, подчиняется сознательному Эго. Развитие самости связано с индивидуациями, смещаясь из центра Эго в область, локализованную между сознанием и бессознательным. Однако архетип Самости редко достигает совершенства. Юнг относился к Самости как значительному компоненту личности и называл ее «Богом внутри нас». А развитие Самости – это главная цель человеческой жизни.
К.Г.Юнгом люди были разделены на две группы: интроверты и экстраверты, другими словами замкнутые (склонные к самоанализу) и общительные (нерефлексивные). Данные понятия, введенные К.Г.Юнгом стимулируют интерес к типологизации личности. Юнгом было введено понятие двух типов личностной ориентации, или жизненной установки: интроверсия и экстраверсия. Обе эти установки не могут доминировать в психике одного человека одновременно, поэтому Юнг, продолжая исследовать личность, исключил такую возможность. Однако он обнаружил, что не только эти две психологические составляющие присутствуют у каждого человека, но одна из них является доминирующей. Если остановиться на каждой из установок и рассмотреть, каким образом они выражены в человеке, то можно обнаружить большую разницу между двумя ориентациями личности.
Экстраверт стремится ко всему внешнему. Его интересы и внимание концентрируются на непосредственном окружении. Его привлекают люди, вещи, которые его окружают, обстоятельства, в которых он помещен в данный момент, требования общества, в котором он находится. Считается, что экстраверты, в силу того, что склонны отвечать непосредственным сиюминутным требованиям общества, воздерживаются от любых новшеств, и, тем самым, ограничивают свою личность от внутреннего развития. Поэтому в экстравертах часто видится кажущаяся скудость их способностей. Интроверт значительно отличается от экстраверта своей установкой избегания внешнего мира и связанных с ним проявлений, реакций, действий. Он отгораживается и, тем самым, строит искусственный субъективный мир, обладая способностью уравнять его со своей личностью. Принцип компенсаторности в этом случае также играют немаловажную роль.
К. Юнгом было введено понятие психологической функции. Работая с пациентами, он пришел к выводу, что одним людям проще оперировать с информацией логического характера (рассуждение, умозаключение, доказательство), а другим – с эмоциональной информацией (отношение между людьми, их чувства). У одних более развита интуиция (они предчувствуют, воспринимают в целом, инстинктивно схватывают информацию), у других более развиты ощущения (они воспринимают внешние и внутренние раздражители). Все это дало основание Юнгу для выделения основных базовых функций: мышления, чувств, интуиции, ощущений. Каждая из функций носила свое определение. В каждом индивидууме представлены все четыре функции психики, однако всегда будет доминировать какая-то одна функция. Она-то и называется Юнгом высшей, а наиболее близкая к ней по важности занимаемого ею места – дополнительной. Это важно подчеркнуть потому, что бывают случаи, когда личность оказывается перед фактом невозможности проявления высшей психической функции, тогда ее место занимает дополнительная, играя при этом компенсаторную роль.
В процессе работы К. Юнгом систематизированы наблюдения, позволившие ему сделать вывод, что между людьми существуют устойчивые психологические различия. Данное психологическое различие относится к восприятию действительности. К.Юнг отметил, что структура психики, которая была описана еще З. Фрейдом, у различных людей проявляется с разной степенью, данная особенность связана с психологическими типами. При изучении данных особенностей К. Юнгу удалось выделить восемь психологических типов, которые были им описаны в книге «Психологические типы», вышедшей в 1921 году.
При рассмотрении вопросов по развитию личности, Юнгом выделяются движения в направлениях самореализации посредством интегрирования и уравновешивания различных элементов личности. Описание процессов объединения всех аспектов личности вокруг самости, происходящих на протяжении всей жизни индивида, К.Юнгом используется понятие индивидуации. Индивидуация в понимании Юнга ставит самость в центр личности, что в свою очередь позволяет каждому человеку достигать самореализации. По мнению К.Юнга, немногим удается достичь такого высочайшего уровня развития личности.