Диссертация по психологии на заказ - один из наиболее успешных способов получить качественно написанную работу. Доверьте вашу диссертацию экспертам из Work5.
. Тонкова-Ямпольская, А. Тардош), либо рассматривают этот вопрос с точки зрения депривации, отделения ребенка от матери (Дж. Гервиц, Дж. Боулби, Р. Сирс и др.), либо с психолого-педагогической точки зрения дают анализ режимных моментов, позволяющих ребенку успешно преодолевать трудности адаптационного периода (Н.Д. Ватутина). Включение ребенка в групповую жизнь, формирование тех условий, которые обеспечивают психологический комфорт детей, во многом зависит от взрослых, от того, насколько ими осуществляется индивидуально- дифференцированный подход к детям (М.Я Басов, Н.Д. Ватутина, Э.Пиклер, Н.М. Щелованов и др.). Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся отношений, от условий пребывания в детского образовательного учреждения1 Балл Г.А. Понятие адаптации и ее значение для психологии личности // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 29-40. . Экспериментально доказано, что темп физического и психического развития в этот период очень быстрый (В.М. Бехтерев, Н.М. Аксарина, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина). Но, наряду с этим, ранний возраст отличается и подверженностью ребенка заболеваниям, реальной опасностью нарушения сбалансированности организма. Именно поэтому необходимо контролировать процесс адаптации дошкольника к условиям детскому образовательному учреждению, а именно – использовать программу психолого-педагогического сопровождения, позволяющую избежать отклонений и нарушений в развитии дошкольника. Объект исследования – особенности развития личности в детском возрасте. Предмет исследования – процесс адаптации дошкольника к условиям детского общеобразовательного учреждения. Цель исследования – изучить особенности адаптации дошкольника к условиям детского образовательного учреждения, разработать программу психолого-педагогическое сопровождения адаптации дошкольника к условиям детского образовательного учреждения. В основу исследования была положена гипотеза, состоящая из следующих предположений: - высокий уровень адаптации дошкольников способствует проявлению высокого уровня развития коммуникативных качеств и межличностных отношений, а также низкого уровня тревожности; - низкий уровень адаптации дошкольников способствует проявлению низкого уровня развития коммуникативных качеств и межличностных отношений, а также высокого уровня тревожности. Задачи исследования: 1. Изучить основные теоретические подходы к изучению проблемы исследования. 2. Провести подбор методик исследования особенностей адаптации дошкольников к условиям детского образовательного учреждения адекватных целям и задачам исследования. 3. Определить уровень и особенности адаптации у дошкольников к условиям детского образовательного учреждения. Теоретическим основанием исследования является личностно- деятельностный подход развитию личности ребенка (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович), а также подходы к изучению адаптации личности Л.Филипса, А.А.Началждяна, Дж. Робертсона. Методы исследования: - теоретический анализ психолого-педагогической литературы и других источников по проблеме исследования; - тестирование, с использованием комплекса методик: анкеты изучения адаптации ребенка в детском образовательном учреждении, анкеты экспертного оценивания коммуникативных качеств и межличностных взаимоотношений с окружающими у детей дошкольного возраста, методики определения уровня тревожности у дошкольника; Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты позволили разработать комплексную программу психолого- педагогического сопровождения адаптации дошкольника к условиям детского образовательного учреждения. Предложенная программа может быть использована как практическими психологами, так и педагогами, работающими в дошкольных образовательных учреждений. Глава 1.Особенности адаптации ребенка в ДОУ Адаптация в психологии - способность любого организма приспосабливаться к новым условиям и окружающей обстановке. В этот период уходит много физических и психических сил. Данный процесс проходит у всех индивидуально, и во многом зависит личностных качеств человека. Адаптация в детском саду у маленького ребенка может проходить по-разному. Если он привыкает к новой обстановке спустя 1-2 недели, то она считается легкой. В норме этот процесс занимает до 2 месяцев. Если ребенок привыкает к детскому саду больше времени, то речь идет уже о сложной адаптации. В таком случае лучше обратиться за помощью к психологу. Легче адаптация в детском саду проходит у детей в возрасте 3-4 лет. Однако не у всех родителей имеется возможность столько времени сидеть дома с ребенком. Поэтому чаще всего знакомство с детским садом происходит около 2 лет. К выбору дошкольного заведения стоит отнестись очень серьезно2