Введение 3
Глава 1. История Храма Гроба Господня ………………………………... 5
1.1 Источники и история изучения……………………………………….. 5
1.2 Археология Иерусалима 9
Глава 2. Этапы строительной истории храма Гроба Господня………..13
2.1 Ранневизантийский период 325/6–614 гг………………….................. 14
2.2 Период 614–1009 гг., 1009–50-е гг. XI в………………………………21
2.3 Период 1099–1149 гг………………………………………………..…23
2.4 XIII–XVIII вв. 1800-е гг. – настоящее время …………………………..26
Заключение 28
Список литературы 30
Читать дальше
В XIX веке английский офицер Гордон, исходя из предположения, что Голгофа должна была находиться вне стен города (а это подтверждают слова апостола Павла в послании к Евреям о том, что Господь должен был пострадать вне стана) решил, что Голгофа находится совсем в другом месте. Вне современного Иерусалима. Эта теория, правда, не учитывала того, что границы Иерусалима времен Христа и границы современного города далеко не совпадают.
Но, тем не менее, в качестве альтернативной Голгофы была определена скала, расположенная севернее Иерусалима, напоминающая по форме череп с двумя могилами внутри нее. Это место известно как Садовая могила.
Таким образом, в настоящее время традиционные конфессии, а именно: православные, католики, армяне, сирийцы и эфиопы, считают подлинным нынешнее местоположение Гроба Господня, в то время как «альтернативная» Голгофа является местом сбора различных протестантских групп: англикан, баптистов и других христианских конфессий.
В этом плане представляют большой интерес раскопки, произведенные начальником русской духовной миссии в Иерусалиме – архимандритом Антонином Капустиным.
На участке, где ныне находится наше Александровское подворье, было найдено основание стены и ворота времен Ирода. Было установлено, что это те самые Судные врата, через которые прошел Господь. Таким образом, если определять границы Иерусалима времен Христа по останкам этой стены, получается, что Голгофа действительно находилась вне стен древнего города, а именно в нескольких десятках метров от этих самых ворот.
Таким образом, раскопки архимандрита Антонина еще раз подтвердили, что Голгофа находится именно там, где сейчас расположен Храм Гроба Господня.
Другим аргументом, подтверждающим подлинность Гроба Господня, являются исследования самой гробницы.
Читать дальше
1. Евсевий Кесарийский. Послание царя Константина к Макарию, патриарху Иерусалимскому: [Описание храма] // Соч. СПб., 1849. Т. 2. С. 194-197; Фоменко К., свящ. Иерусалим и его окрестности. К., 1883. С. 22).
2. Дмитриевский А. А. Празднества в Гефсимании в честь Успения Богоматери // СИППО. 1905. Т. 16. Вып. 3. С. 392-404;
3. Дмитриевский А. А. Обряд воздвижения Креста, совершаемый 14 сент. в Иерусалиме на месте обретения Креста Господня // Там же. 1906. Т. 17. Вып. 4. С. 588-593;
4. Дмитриевский А. А.Великая Пятница в Святогробском храме в Иерусалиме. СПб., 1908
5. Каминский В. Воспоминания поклонника Св. Гроба. СПб., 1859; Леонид (Кавелин), архим. Старый Иерусалим и его окрестности: Из зап. инока-паломника. М., 1873;
6. Кислюк К.В, Кучер О.Н. "Религиоведение. Христианство." 2003
7. Лисовой Н. Н. Приди и виждь: Свидетельства Бога на земле. М., 2000;
8. Мадоян Г. Арм. св. места в Иерусалиме. М., 2003;
9. Марков Е. Л. Путешествие по Св. Земле. СПб., 1891;
10. Муравьев А. Н. Путешествие ко Св. местам в 1830 г. СПб., 1832. Ч. 1-2; он же. Письма с Востока в 1849-1850. СПб., 1851. Ч. 2. С. 88-296;
11. Румановская Е. Л. Два путешествия в Иерусалим в 1830/1831 и 1861 гг. М., 2006.
Читать дальше