ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3 - 5
1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..6
1.1. Основные теории происхождения самоуправления…………6 - 8
1.2. История развития местного самоуправления в России…………….9 - 14
1.3. Понятие и сущность местного самоуправления……………………15 - 17
2. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………….18
2.1. Структура органов местного самоуправления………………………18
2.2. Принципы организации местного самоуправления…………………25
2.3. Правовое регулирование местного самоуправления……………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….36
Читать дальше
Местное самоуправление решает имущественные, финансовые вопросы, вопросы по благоустройству и многие другие.
Именно по этому местному самоуправлению в современных условиях уделяется большое внимание, следовательно, и муниципальному праву. Конечно, это следует из требований Конституции РФ, но не только. Государство в лице его органов государственной власти, государственного управления и судов объективно не может повседневно доходить до каждого человека, учитывать его динамичный интерес и потребности. В какой-то мере эти проблемы государству помогают решать политические партии, но у них очень специфические функции и они не управляют делами общества в широком смысле слова, да и населения всего они не охватывают своим влиянием. Кроме того, политические партии в условиях многопартийности разъединяют, а не объединяют население. Органы государственного управления и власти должны объединять, консолидировать население. Попытки государства проникнуть во все сферы жизни и быта населения привели к тоталитаризму, к нарушению прав и свобод человека в массовом масштабе.
Люди постоянно искали способы наиболее рационального сочетания государственной власти и наиболее полного учета индивидуального человеческого интереса и потребностей. При этом речь идет не о распространении индивидуализма, а о поддержании такого частного интереса, который согласовывался бы с интересами общества. Согласовать интересы и потребности в масштабе всего государства в целом практически невозможно, хотя нечто общее можно и выделить и обеспечить. Наибольшие возможности решения социальных задач, обеспечения прав и свобод человека, учета его интересов и потребностей предоставляются в местных условиях. Именно в местных условиях учитываются исторические, культурные и географические особенности, в которых из поколения в поколение живут люди - граждане страны. Здесь на помощь приходит система самоуправления, законодательно согласованная с органами государственной власти федеральными и субъектов Федерации.
Местное управление в России находит свое правовое закрепление в Конституции РФ, Федеральном законе об организации местного самоуправления, Европейской хартии и прочих подзаконных актов и распоряжений.
Главную роль в нормативно-правовом регулировании деятельности органов местного управления играет Европейская хартия местного самоуправления – это (по большому счету) декларативный документ, но его положения имеют четкие нормативные предписания, обязательные для выполнения каждым из участников договора. В частности, европейские государства берут на себя обязательства предоставить органам местного самоуправления достаточный уровень экономических, финансовых и политических полномочий для того, чтобы заработал принцип автономии локальных административных образований. Это не означает пересмотр административно-территориального устройства той или иной страны, однако позволяет местным властям относительно самостоятельным образом определять приоритеты собственного развития, при этом не посягая на конституционный строй государства.
Что касается структуры местного самоуправления.
В систему местного самоуправления входит выборный институт, посредством которого осуществляется реализация волеизъявления населения. Также к ней относят и иные невыборные структуры. Эти органы формируются на основании Уставов административно-территориальных единиц. В составе местной власти присутствует администрация с главой. Последний назначается на должность путем избрания. В рамках системы действуют также различные управления, обеспечивающие реализацию общих и специальных принципов местного самоуправления.
Разбирая полномочия органов местного самоуправления, для более детального анализа их следует условно разделить на политические, экономические и социально-культурные. К первой группе относятся обязанности местной власти обеспечить участие населения в управлении данным муниципальным образованием, а также необходимость поддерживать общественный порядок и законность на данной территории. Экономические полномочия органов местного самоуправления предполагают, с одной стороны, право на управление теми земельными участками, предприятиями, зданиями и сооружениями, которые находятся в муниципальной собственности, а с другой, - содействие в развитии местного бизнеса и предпринимательства. Наконец, социально-культурные полномочия включают в себя обязанность местных властей в сохранении и преумножении местного культурного наследия.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм. от 21.07.2014 №11-ФКЗ).
2. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 №25-ФЗ (с изм. и доп. от 05.10.2015).
3. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 29.06.2015).
4. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985).
Научная литература:
1. Арсеньев С.Е. Местное самоуправление в России. Конспект лекций. 2013. – 195 с.
2. Астахов В.В. Муниципальной право России. – Белгород. 2011. – 231 с.
3. Авакьян С.А. Муниципальное право России. Учебник. М.: Проспект. 2010. – 354 с.
4. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления. – М.: Кнорус, 2010. – 433 с.
5. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. – М.: Юрайт, 2010. – 261 с.
6. Войтович В.Ю. Основы муниципальной службы. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2012. – 174 с.
7. Зотова В.Б. Система муниципального управления. Учебное пособие.- М.: Питер, 2011. – 348 с.
8. Иванова В.В. История развития местного самоуправления. – М.: Инфра-М, 2009. – 147 с.
9. Иванов Д.С. Основополагающие начала местного самоуправления. 2014. – с.15.
10. Козлов В.А. Муниципальное право России. – М.: КНОРУС, 2014. – 451 с.
11. Кокотов А.Н. Муниципальное право России. – М.: Проспект, 2009. – 376 с.
12. Корсакова С.В., Малько А.В. Муниципальное право России. М.: Юрайт, 2011. – 351 с.
13. Кутафин О.Е. Муниципальное право России - М.: Проспект, 2012. – 435 с.
14. Наумова С.Б. Система местного самоуправления в России. - М.: Форум. 2013. – 95 с.
15. Петухов В.С. Актуальные проблемы муниципальной службы: сборник лекций. 2013. – 117 с.
16. Романов М.И. Организация местного самоуправления. Курс лекций. 2014. – 157 с.
17. Симонов В.С. Теории происхождения местного самоуправления. М.:Юрайт. 2011. – 191 с.
18. Стародубровская И. Муниципальная реформа: вертикаль достроена. // Ведомости. 2009. №19.
19. Соколова Т.М. Актуальные проблемы муниципальной службы в Российской Федерации: сборник лекций. 2014. – 117 с.
20. Трунов Г.В. Муниципальное право России. – М.: Проспект, 2013. – 415 с.
21. Уваров А.А. Местное самоуправление в России. М., 2008. – 316 с.
22. Хохлов В.С. Муниципальное право России. М.: Юрайт, 2013. – 349 с.
23. Яновский В.В., Кирсанов С.А. Государственное и муниципальное управление. 3-е издание. М.: Кнорус. 2013. – 295 с.
Читать дальше