ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Иконографические исследования с 1917 по 90-е гг. 5
Глава 2 Современные иконографические исследования 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
Читать дальше
Иконографические исследования в России, проведенные за период с 1920-х по наши дни, сообщают важный научный опыт по проведению качественного анализа памятников русской иконописи. Одной из главных задач исследователей было разгадать скрытый смысл иконы, ее язык. Вникая во все детали художественного искусства изучаемой эпохи, искусствоведы с максимальной точностью описывали содержание и идейную направленность икон. Не менее сложными задачами были определение авторства иконы, количества художников, работавших над ней, а также принадлежность к какой-либо из живописных школ.
В первой половине XX в. иконографические исследования были посвящены, в основном, изучению памятников древнерусского искусства. Стоит отметить влияние на проводимые в дальнейшем исследования иконографического метода, разработанного И.Э. Грабарем.
Вторая половина XX в. отмечена появлением иконографических исследований таких советских искусствоведов и историков искусства, как М.В. Алпатов, В.Н. Лазарев, Н.А. Демина, В.В. Бычков и др. Огромный объем работ посвящен исследованию творчества Андрея Рублева и Феофана Грека, что не случайно: русский и византийский иконописцы внесли наибольший вклад в развитие русской иконописи, их опыт использовался в дальнейшем их учениками и последователями. В центре внимания большинства изучавших творчество Рублева была его знаменитая икона «Троица».
На сегодняшний день иконографический метод используется при изучении широкого круга памятников изобразительного искусства, от книжной миниатюры до памятников архитектуры, а при изучении средневекового искусства он является ведущим. Огромное значение для развития иконографического метода имеют данные филологических, исторических, богословских и других гуманитарных наук. Важно, что на сегодняшний день большинство исследований посвящены малоизученным памятникам искусства. Кроме того, разрабатывается новая методология, делающая подход к изучению иконографии более точным и совершенным.
Читать дальше
1. Алпатов М.В. Андрей Рублев / М.В. Алпатов. – М.: Изобразительное искусство, 1972. – 206 с.
2. Алпатов М.В. Этюда по истории русского искусства. В 2 т. / М.В. Алпатов. – М.: Искусство, 1967.
3. Бенчев И. К иконологии и иконографии иконы Тихвинской Богоматери // Режим доступа: http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=31 (дата обращения: 31.03.16).
4. Бусева-Давыдова И.Л. К иконографии Богоматери Владимирской в XVII веке // Режим доступа: http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=55 (дата обращения: 31.03.16).
5. Бычков В.В. Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство. / В.В. Бычков. - М.: Ладомир, 2009. - 633 с.
6. Демина // Православная энциклопедия. – Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/171807.html (дата обращения: 31.03.16).
7. Иконография // Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/389052.html (дата обращения: 31.03.16).
8. Квливидзе Н.В. Иконография Смоленского собора Новодевичьего монастыря / Н.В. Квливидзе // Московские Епархиальные Ведомости. – 2010. - № 7-8.
9. Квливидзе Н.В. Историография русского церковного искусства // Режим доступа: http://rusarch.ru/kvlividze1.htm (дата обращения: 31.03.16).
10. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери // Режим доступа: http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=33 (дата обращения: 31.03.16).
11. Красилин М.М. Иконопись и декоративно-прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. - М.: 1996. - С. 83–169.
12. Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа / В.Н. Лазарев. – М.: Искусство, 1966. – 170 с.
13. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века / В.Н. Лазарев. – М.: Искусство, 1983. – 538 с.
14. Лидов А.М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре / А.М. Лидов. – М.: Феория, 2009. – 352 с.
15. Лосский В.Н. Смысл икон // В.Н. Лосский, Л.А. Успенский; пер. с фр. В.А. Рещиковой. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т: Эксмо, 2014. – 336 с.
16. Малицкий Н.В. // «Троица» Рублева. – Режим доступа: Режим доступа: http://andrey-rublev.ru/antology-muratov.php (дата обращения: 31.03.16).
17. Малков Ю.Г. К изучению «Троицы» Андрея Рублева // Музей 8. Художественные собрания СССР. — М.: Советский художник, 1987. — C. 238–258.
18. Муратов П.П. // «Троица» Рублева. - Режим доступа: http://andrey-rublev.ru/antology-muratov.php (дата обращения: 31.03.16).
19. Сарабьянов В.Д. Георгиевская церковь в Старой Ладоге / В.Д. Сарабьянов. – М.: Северный паломник, 2003. – 96 с.
20. Тарабукин Н.М. Смысл иконы Под ред. А.Г. Дунаева. - М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Московского, 1999. - С. 27–159.
21. Ульянов О.Г. Изучение семантики древнерусской миниатюры // Режим доступа: http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=24 (дата обращения: 31.03.16).
22. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви // Режим доступа: http://pravbeseda.ru/library/?page=book&id=746 (дата обращения: 31.03.16).
23. Шалина И.А. Икона «Христос во гробе» и нерукотворный образ на Константинопольской плащанице // Режим доступа: http://www.nesusvet.narod.ru/ico/books/tourin/ (дата обращения: 31.03.16).
24. Этингоф О.Е. Образ Богоматери: очерки византийской иконографии XI-XIII веков / О.Е. Этингоф. – М.: Прогресс-традиция, 2000. – 312 с.
Читать дальше