ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БИБЛИОТЕКАХ ГОУ 5
1.1 Анализ деятельности ГБОУ №67 и роль библиотеки в повышении эффективности обучения 5
1.2 Деятельность библиотеки по формированию информационно–коммуникационной компетентности 10
2. ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БИБЛИОТЕКАХ ГОУ 14
2.1 Принципы формирования и совершенствования информационного пространства библиотеки 14
2.2 Автоматизация деятельности библиотеки 18
2.3 Использование мультимедийных технологий в деятельности библиотеки 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Читать дальше
В гимназии № 67 сформировался высококвалифицированный преподавательский состав, дающий качественное образование в традиционном и инновационном режимах, использующий методы гуманной педагогики, а также включенность ученика в работу и проявление инициативы каждым участником образовательного процесса.
Библиотека ГБОУ, как наиболее традиционное учреждение хранения и распространения информации, является одним из источников формирования информационной культуры и информационной компетентности обучаемых, наравне с другими социальными институтами: семьей, образованием, наукой и т.д.
Сотрудники библиотеки государственного образовательного учреждения должны быть деятельными участниками инновационных преобразований образовательной среды. Библиотекарю ГБОУ принадлежит ведущая роль в процессе обеспечения многообразия содержания образовательного процесса, формирования у обучаемых навыков самостоятельного использования библиотечного фонда, в обучении пользованию книжными фондами и информационными активами. Данная деятельность требует активного профессионально–личностного развития сотрудников библиотеки ГБОУ: актуализации профессиональных компетенция, освоения современных педагогических и информационно–коммуникативных технологий.
Информационно–коммуникативная компетентность определяется как способность самостоятельного осуществления поиска и переработки полученной информации, критического осмысления данной информации, основанных выводах и принятии решений в условиях неопределенности, применяя современные информационных и коммуникативных возможности обучения.
Проведенный анализ способов диагностики показывает, что проблема диагностирования информационной компетентности, выражается в необходимости использования для исследования и оценивания данного качества личности разнообразных методик, в связи с чем, исследование занимает продолжительное время и вызывает определенные трудности обработки полученных результатов.
Технологию формирования информационно–коммуникационной компетентности сотрудниками библиотеки ГБОУ можно определить как совокупность целей, задач, принципов, функций, методов и средств обучения, а также мониторинг сформированной на основе выделенных критериев и показателей компетенции.
Автоматизация деятельности библиотеки ГБОУ определяется комплексом организационных и технических мероприятий, требующих существенных временных затрат, особенно на стадии начального проектирования и тестирования. Данный комплекс мероприятий содержит следующие операции:
– постановка цели и задач автоматизации деятельности;
– обоснование выбора средств и методологий реализации проекта;
– планирование этапов внедрения подсистем автоматизации;
– проведение структуризации, сортировки материалов, подготовка к оцифровке изображений;
– проведение тестирование организации единого информационного пространства и отладка возможных проблем;
– проведение обучения сотрудников библиотеки ГБОУ;
– осуществление дублирования и резервного копирования с целью сохранности информации на электронных носителях.
Использование мультимедийных материалов в библиотеке ГБОУ способствует:
– улучшению имиджа библиотеки, позиционирующей себя как современное учреждением;
– повышению привлекательности библиотеки для потенциальных партнеров, создавая новые возможности для взаимовыгодного сотрудничества;
– повышению востребованности и привлекательности, проводимых библиотекой мероприятий, улучшая их качество, эстетичность, наглядность и эффективность изучения информации,
– самостоятельному получению новых знаний и компетенций;
– развитию познавательного интереса читателей;
– пропаганде чтение, как первоисточника знаний;
– привлечению новых читателей, инициативной молодежи;
–преодолению недоверие к электронным изданиям у людей старшего поколения;
– повышению информационно–коммуникационных компетенций сотрудников библиотеки ГБОУ, приобретению ими навыков взаимодействия с современными техническими средствами;
– стимулированию развития творческих способностей личности;
– обмену культурными и общественными ценностями.
Осуществленный анализ работ по проблеме компетентность использования информационных технологий в библиотеках ГОУ помог установить, что под оптимизацией процесса управления понимается процесс непрерывного совершенствования образовательного процесса, в котором должны быть задействованы ученики, учителя и библиотекари.
Таким образом, поставленная во введении цель ВР достигнута, а исследовательские задачи решены.
Читать дальше
1. Алешин, Л.И. Обеспечение автоматизированных библиотечных информационных систем (АБИС) / Л.И.Алешин. – М.: Форум, 2012. – 432 с.
2. Брофи, П. Современная библиотека учебного заведения / П.Брофи – М.: Омега–Л, 2011. – 312 с.
3. Воройский, Ф.С. Основы проектирования автоматизированных библиотечно–информационных систем / Ф.С.Воройский. – М.: ГПНТБ России, 2002. – 389 с.
4. Годвин, П., Паркер, Дж. Веб 2.0, библиотеки и информационная грамотность / П.Годвин, Дж.Паркер. – СПб.: Профессия, 2011. – 238 с.
5. Головко, С.И. Креатив–технологии в библиотечной сфере: монография / С.И.Головко. – М.: Пашков дом, 2013. – 168 с.
6. Голубенко, Н. Б. Информационные технологии в библиотечном деле / Н.Б. Голубенко. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2012. –282 с.
7. Голубенко, Н. Б. Введение в библиотечное дело/ Н.Б. Голубенко. – М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016. – 171 с.
8. Елисина, Е.Ю. Электронные услуги библиотек / Е.Ю.Елисина. – СПб.: Профессия, 2011. – 304 с.
9. Иванова, Е.В. Школьные библиотеки в информационно–образовательной среде /Е.В. Иванова. – СПб.: Профессия, 2009. – 240 с.
10. Качанова, Е.Ю. Инновационно–методическая работа библиотек / Е.Ю.Качанова. – СПб.: Профессия, 2007. – 336 с.
11. Колесникова, М.Н. Управление персоналом библиотеки / М.Н.Колесникова. – СПб.: Профессия, 2011. – 192 с.
12. Нещерет, М.Ю. Библиографический поиск. Эволюция и современность / М.Ю.Нещерет. – СПб.: Профессия, 2010. – 254 с.
13. Официальный сайт ГБОУ Гимназия № 67 г. Санкт–Петербурга [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// http://gymnasia67.narod.ru/
14. Паршукова, Г.Б. Методика поиска профессиональной информации / Г.Б.Паршукова. – СПб.: Профессия, 2009. – 224 с.
15. Пилко, И.С. Информационные и библиотечные технологии / И.С.Пилко. – СПб.: Профессия, 2008. – 344 с.
16. Редькина, Н. С. Стратегическое развитие информационных технологий в библиотеке / Н.С.Редькина. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2012. – 224 с.
17. Редькина, Н. С. ИТ–стратегия библиотеки: Научное пособие: Монография / Н.С.Редькина. – М.: Литера, 2012. – 240 с.
18. Сукиасян, Э.Р. Каталогизация и классификация. Электронные каталоги и автоматизированные библиотечные системы / Э.Р.Сукиасян. – СПб.: Профессия, 2009. – 536 с.
Читать дальше