ВВЕДЕНИЕ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА 1.1. Социальная адаптация детей и подростков: сущность и содержание понятия 1. 2. Проблемы социальной адаптации детей и подростков 2. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА 2.1. Специфика работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних 2.2. Особенности адаптации несовершеннолетних к условиям социально-реабилитационного центра ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Адаптация детей и подростков в условиях социально - реабилитационных учреждений.

курсовая работа
Педагогика
20 страниц
65% уникальность
2016 год
158 просмотров
Бибикова Т.
Эксперт по предмету «Социальная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА 1.1. Социальная адаптация детей и подростков: сущность и содержание понятия 1. 2. Проблемы социальной адаптации детей и подростков 2. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА 2.1. Специфика работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних 2.2. Особенности адаптации несовершеннолетних к условиям социально-реабилитационного центра ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Читать дальше
Актуальность темы исследования. В настоящее время экономическая ситуация в нашей стране существенно изменилась, в связи с чем увеличилось число социально-неблагополучных семей, что привело к росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, росту совершенных ими антиобщественных противоправных деяний. Поскольку ребенок растет и развивается в семье, а родители являются его первыми воспитателями, то социальное неблагополучие оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка.


Раздумываете над тем что, купить дипломную работу по предприятию или писать самостоятельно? Не тратьте время на раздумья - заказывайте диплом на Work5! Наши авторы подготовят дипломную работу по всем вашим требованиям.


. Родители из социально необеспеченных семей вынуждены искать дополнительные заработки, таким образом, их дети предоставлены сами себе, а роль родителей в воспитании детей существенно снижается. Увеличивается число несовершеннолетних, убегающих из дома из-за напряженных отношений с родителями и проблем в школе. Из-за экономических потрясений последних лет многие оказываются в тяжелой жизненной ситуации, сталкиваются с потерей работой, что приводит к нахождению в постоянной стрессовой ситуации и отражается, как правило, в натянутых семейных и детско-родительских отношениях. Для тех родителей и детей, которые нуждаются в помощи, оказавшись в тяжелой жизненной ситуации, и создаются социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Социально-реабилитационные центры проводят целенаправленную работу по профилактике безнадзорности и беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, разрабатывают профилактические меры, направленные на оказание помощи семьям группы риска. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что помещенные в социально-реабилитационные центры несовершеннолетние находятся на стационарном обслуживании, что предполагает их постоянное нахождение в учреждении. Таким образом, несовершеннолетний попадает в новые условия, следовательно, запускается процесс адаптации. 3 Адаптация – перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. В процессе адаптации индивид приспосабливается к среде, в ходе взаимодействия с этой средой изменяет свои свойства и характеристики. Социальная адаптация представляет собой форму взаимодействия личности с социальной средой, в ходе которого согласуются требования и ожидания его участников. Степень научной разработанности проблемы. Изучением феномена адаптации занимались многие физиологи, биологи, психологи, социологи и иные ученые, поскольку она является объектом междисциплинарного исследования. Междисциплинарность изучения феномена адаптации объясняется ее применением к различным аспектам приспособления: социального, психологического, биологического. Изучением социальной адаптации занимались такие ученые, как И. С. Кон, О. И. Зотова, Т. Шибутани; адаптационные процессы в русле философско-социологического анализа рассматривались в работах В. З. Когана, А. И. Берга. На ведущую роль социальной активности личности в социальной адаптации указано в трудах А. В. Петровского, Л. С. Выготского, А. А. Реана. Рассматривая феномен адаптации в русле биологии, исследователи-валеологи И.И. Брехман и А.Г. Щедрина определяют здоровье, как индивидуальное качество, которое трактуется как способность «сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров потока сенсорной, вербальной, структурной информации». И. М. Павлов, П. К. Анохин, Г. Селье сформулировали основные положения адаптационной теории, раскрывая сущность процесса адаптации как единства взаимодействия человека со средой и присущими этому взаимодействию противоречиями. Они говорят о том, основу этого единства составляет социальная активность как личности, так и среды. Психолог А. А. Реан указывает на то, что благодаря феномену адаптации формируются личностные новообразования (психические качества). Согласно его теории, феномен адаптации следует рассматривать в единстве трех аспектов: процессуального, результативного формирующего. М. И. Еникеев в своих трудах говорит о том, что социальная адаптация – явление, которое предполагает приспособление индивида к условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений с объектами социума, ролевую пластичность поведения личностную интеграцию в социальные группы. Таким образом, процесс адаптации рассматривается в качестве активно развивающегося, т.е. адаптируясь, индивид оказывает влияние на себя и свою собственную жизнь, – эти постулаты нашли свое отражение в трудах Т. Шибутани и Д. Г. Мида. И. А. Малашихина и Л. Ф. Артеменкова в своих исследованиях подчеркивают один из важных аспектов социальной адаптации: принятие индивидом социальной роли, поскольку эффективность адаптационного процесса зависит от адекватности восприятия себя и собственных социальных связей. А. Ф. Березин указывает на системную организацию психической адаптации, рассматривая ее как процесс оптимального соответствия личности и среды в процессе осуществления деятельности, позволяющей индивиду удовлетворить свои потребности. Д. А. Андреева считает, что адаптация – это ни то иное, как приспособление индивида к новым условиям жизни, вживание в них, в то время как Ю. С. Колесников и Б. Г. Рубин определяют адаптацию как процесс активного овладения социальными ролями. Представители социологического подхода рассматривают адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды. В процессе адаптации индивид приспосабливается к среде, в ходе взаимодействия с этой средой изменяет свои свойства и характеристики. Следовательно, попадая в новое для себя окружение, в новую среду, человек должен к ней адаптироваться, приспособится для осуществления взаимодействия. Таким образом, находясь в социально-реабилитационном центре, несовершеннолетний должен приспособиться к новым для себя условиям. От того, насколько быстро это произойдет, зависит как его эмоциональное благополучие, так и успешность реабилитационной работы. Объект курсовой работы – адаптация как социально-психологический феномен. Предмет курсовой работы – особенности адаптации несовершеннолетних, поступающих в социально-реабилитационные центры. Цель курсовой работы – выявить особенности адаптации несовершеннолетних к условиям социально-реабилитационного центра. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: - изучить феномен адаптации; - рассмотреть особенности социально-психологической адаптации; - рассмотреть специфику работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних; - рассмотреть адаптацию несовершеннолетних к условиям социально-реабилитационного центра. Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы регулирующих правоотношение субъектов в праве социального обеспечения, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Теоретические методы исследования, применяемые в работе: анализ, обобщение. Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Изучением проблемы приспособления индивида к новым для него условиям занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. Феномен адаптации изучали психологи, социологи, философы, физиологи. Принято различать два вида адаптации: социально-психологическую и биофизиологическую. Биофизиологическая адаптация – приспособление организма к устойчивым и меняющимся условиям среды, а также к изменениям и в самом себе. Для биофизиологической адаптации человека характерным выступает использование различных вспомогательных средств, которые являются продуктами его деятельности. Составляющей социально-психологической адаптации является привыкание индивида к новым окружающим условиям с помощью затраты определенных сил, т.е. в процессе адаптации сам субъект оказывает влияние на среду, происходит взаимное приспособление индивида и среды. Адаптация начинается в тот момент, как только появляется организм и сопровождается на протяжении всего времени его существования. К факторам, ухудшающим адаптацию в экстремальной или сложной ситуации, относится недостаток информации. Этот фактор считается основной причиной дезадаптации. Именно из-за недостатка информации могут включаться эмоции и начинаться стрессовые состояния. Говоря об адаптации как таковой, следует отметить, что деятельность человека не может осуществляться изолированно от внешней среды. Различные явления, объекты извне оказывают постоянное воздействие на человека, определяя условия осуществления его деятельности. Существует множество классификаций моделей адаптации, тем не менее, условно можно выделить три формы адаптации человека к условиям окружающей его среды: - биологическую; - социальную; - психологическую. А. Г. Маклаков утверждает, что эти три уровня находятся в тесной взаимосвязи между собой, оказывая друг на друга непосредственное влияние. Представители социологического подхода к трактовке феномена адаптации, рассматривают ее как взаимодействие личности и социальной среды. В процессе адаптации индивид приспосабливается к среде, в ходе взаимодействия с этой средой изменяет свои свойства и характеристики. Следовательно, социально-психологическая адаптация является нетождественным «приспособлению» понятием. Специфика процесса адаптации индивида состоит в том, что в ходе своей жизнедеятельности он сталкивается с необходимостью активного приспособления к разным элементам социальной жизни: ее социально-психологическим, культурным, профессиональным, бытовым и другим характеристикам. Попадая в социально-реабилитационный центр, несовершеннолетний также сталкивается с проблемой адаптации к изменившимся условиям жизни. Социально-реабилитационные центры созданы для профилактики безнадзорности и беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, разрабатывая меры, направленные на оказание помощи семьям группы риска. Они способствуют содействию возвращения детей и подростков в семью, восстанавливают их социальный статус, обеспечивают защиту их прав и интересов. В ходе реабилитационной работы разрабатываются специальные программы, способствующие усвоению нового социального опыта несовершеннолетними, укреплению внутрисемейных связей, гармонизации детско-родительских отношений, повышению учебной мотивации, усвоению морально-нравственных норма, принятых в обществе. В ходе адаптации к условиям социально-реабилитационного центра при работе с несовершеннолетними следует придерживаться ряда правил: избегать категоричных высказываний, излишне директивных требований, способствовать снижению уровня тревожности, организовывать досуг, создать комфортные условия пребывания ребенка в учреждении. При успешной адаптации к учреждению, у несовершеннолетних снижается уровень тревожности, вырабатываются коммуникативные навыки, усваиваются морально-нравственные нормы и ценности, повышается эмоциональный фон настроения, снижается вероятность самовольных уходов, возрастает ценность реабилитационных мероприятий.
Читать дальше
1. Положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, утверждено Постановлением Правительство РФ 27 ноября 2000года. 2. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями) 3. Агаджанян, Н.А. [и др.] Физиология человека/ Н.А. Агаджанян, А.И Елфимова, З.Б. Минина – М.: ЮТА, 1986. – 486 с 4. Азаров Ю. «Беспризорность и детская преступность - наши беды». 2002 - с. 60. 5. Алёхин И.В. Изменение условий подготовки студентов высших учебных заведений и их адаптации в условиях трансформации российского общества // Вестник Башкирского университета. - 2008. - № 2. - С. 366-368. 6. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. – 134 с. 7. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 449с. 8. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 417 с. 9. Венгер А.Л. Психология развития. Словарь М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176с. 10. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Г. «Трудный ребенок» Ростов на Дону 2002 - с. 482. 11. Дементьева И. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как следствие семейного неблагополучия // Социальная педагогика. 2005. №1. 12. Дрягина А.Н. Организация, формы и методы работы социального педагога с неблагополучной семьей // Социальная профилактика и здоровье. М., 2004. №1. 57 с. 13. Иващенко Г.М. О новых тенденциях в деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации // Работник социальной службы. М., 2003. 20 с. 14. Лахова Е.Ф. Проблемы семьи и семейной политики в России // Социальная работа с семьей. М., 2000. № 4. 37 с. 15. Лукашевич В.В. Психология и педагогика Учебник для студентов высших учебных заведений. Издательство: Элит-2000, ЭЛИТ, 2004 – 351с. 16. Мертон Р., Линтон Р., Миллер У., Беккер Г. «Девиантное поведение детей» М. Трикса 2005 - с.336, 45. 17. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии; Эксмо - Москва, 2010. - 368 c. 18. Петрова Л. И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире; Феникс - Москва, 2007. - 336 c. 19. Плоткин М.М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей // Педагогика. М., 2000. №1. 50с. 20. Ремезова В.В. Благополучие семьи и судьба ребенка // Социальная профилактика и здоровье. М., 2004. №1. 30 с. 21. Севостьянова Е.О. Дружная семейка – М.: ТЦ Сфера , 2006. – 235 22. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – М.: АРКТИ, 2006. – 275 с. 23. Смирнова Е.О Ребёнок-взрослый-сверстник (Методическое рекомендации) Изд-во МГППУ, 2004. – 315 с. 24. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 542с. 25. Успенская Т.Н. Крепкая семья - основа общественного благополучия // Социальная работа. М., 2002. №3. 30 с. 26. Хижаева Т.М. Роль социально-трудовой реабилитации в социализации личности детей и подростков находящихся в трудной жизненной ситуации // Отечественный журнал социальной работы. М., 2003. №3. 33с. 27. Эльконин Д. Б. Детская психология. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с. 28. Якиманская И.С., Карымова О.С., Трифонова Е.А., Ульчева Т.А. Психология и педагогика / учебное пособие. – Оренбург: Издательство Руссервис, 2008. – 567 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image