Раздумываете над тем что, купить дипломную работу по предприятию или писать самостоятельно? Не тратьте время на раздумья - заказывайте диплом на Work5! Наши авторы подготовят дипломную работу по всем вашим требованиям.
. Родители из социально необеспеченных семей вынуждены искать дополнительные заработки, таким образом, их дети предоставлены сами себе, а роль родителей в воспитании детей существенно снижается. Увеличивается число несовершеннолетних, убегающих из дома из-за напряженных отношений с родителями и проблем в школе. Из-за экономических потрясений последних лет многие оказываются в тяжелой жизненной ситуации, сталкиваются с потерей работой, что приводит к нахождению в постоянной стрессовой ситуации и отражается, как правило, в натянутых семейных и детско-родительских отношениях. Для тех родителей и детей, которые нуждаются в помощи, оказавшись в тяжелой жизненной ситуации, и создаются социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Социально-реабилитационные центры проводят целенаправленную работу по профилактике безнадзорности и беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, разрабатывают профилактические меры, направленные на оказание помощи семьям группы риска. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что помещенные в социально-реабилитационные центры несовершеннолетние находятся на стационарном обслуживании, что предполагает их постоянное нахождение в учреждении. Таким образом, несовершеннолетний попадает в новые условия, следовательно, запускается процесс адаптации. 3 Адаптация – перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. В процессе адаптации индивид приспосабливается к среде, в ходе взаимодействия с этой средой изменяет свои свойства и характеристики. Социальная адаптация представляет собой форму взаимодействия личности с социальной средой, в ходе которого согласуются требования и ожидания его участников. Степень научной разработанности проблемы. Изучением феномена адаптации занимались многие физиологи, биологи, психологи, социологи и иные ученые, поскольку она является объектом междисциплинарного исследования. Междисциплинарность изучения феномена адаптации объясняется ее применением к различным аспектам приспособления: социального, психологического, биологического. Изучением социальной адаптации занимались такие ученые, как И. С. Кон, О. И. Зотова, Т. Шибутани; адаптационные процессы в русле философско-социологического анализа рассматривались в работах В. З. Когана, А. И. Берга. На ведущую роль социальной активности личности в социальной адаптации указано в трудах А. В. Петровского, Л. С. Выготского, А. А. Реана. Рассматривая феномен адаптации в русле биологии, исследователи-валеологи И.И. Брехман и А.Г. Щедрина определяют здоровье, как индивидуальное качество, которое трактуется как способность «сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров потока сенсорной, вербальной, структурной информации». И. М. Павлов, П. К. Анохин, Г. Селье сформулировали основные положения адаптационной теории, раскрывая сущность процесса адаптации как единства взаимодействия человека со средой и присущими этому взаимодействию противоречиями. Они говорят о том, основу этого единства составляет социальная активность как личности, так и среды. Психолог А. А. Реан указывает на то, что благодаря феномену адаптации формируются личностные новообразования (психические качества). Согласно его теории, феномен адаптации следует рассматривать в единстве трех аспектов: процессуального, результативного формирующего. М. И. Еникеев в своих трудах говорит о том, что социальная адаптация – явление, которое предполагает приспособление индивида к условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений с объектами социума, ролевую пластичность поведения личностную интеграцию в социальные группы. Таким образом, процесс адаптации рассматривается в качестве активно развивающегося, т.е. адаптируясь, индивид оказывает влияние на себя и свою собственную жизнь, – эти постулаты нашли свое отражение в трудах Т. Шибутани и Д. Г. Мида. И. А. Малашихина и Л. Ф. Артеменкова в своих исследованиях подчеркивают один из важных аспектов социальной адаптации: принятие индивидом социальной роли, поскольку эффективность адаптационного процесса зависит от адекватности восприятия себя и собственных социальных связей. А. Ф. Березин указывает на системную организацию психической адаптации, рассматривая ее как процесс оптимального соответствия личности и среды в процессе осуществления деятельности, позволяющей индивиду удовлетворить свои потребности. Д. А. Андреева считает, что адаптация – это ни то иное, как приспособление индивида к новым условиям жизни, вживание в них, в то время как Ю. С. Колесников и Б. Г. Рубин определяют адаптацию как процесс активного овладения социальными ролями. Представители социологического подхода рассматривают адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды. В процессе адаптации индивид приспосабливается к среде, в ходе взаимодействия с этой средой изменяет свои свойства и характеристики. Следовательно, попадая в новое для себя окружение, в новую среду, человек должен к ней адаптироваться, приспособится для осуществления взаимодействия. Таким образом, находясь в социально-реабилитационном центре, несовершеннолетний должен приспособиться к новым для себя условиям. От того, насколько быстро это произойдет, зависит как его эмоциональное благополучие, так и успешность реабилитационной работы. Объект курсовой работы – адаптация как социально-психологический феномен. Предмет курсовой работы – особенности адаптации несовершеннолетних, поступающих в социально-реабилитационные центры. Цель курсовой работы – выявить особенности адаптации несовершеннолетних к условиям социально-реабилитационного центра. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: - изучить феномен адаптации; - рассмотреть особенности социально-психологической адаптации; - рассмотреть специфику работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних; - рассмотреть адаптацию несовершеннолетних к условиям социально-реабилитационного центра. Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы регулирующих правоотношение субъектов в праве социального обеспечения, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Теоретические методы исследования, применяемые в работе: анализ, обобщение. Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.