Изучение мирового опыта демократизации и познание основ теории современной демократии и полиархии принципиально важно для модернизации пол¬итической культуры. Это не означает, однако, ее слепое моделирование по иностран¬ным образцам. Напротив, изучение успехов и неудач предшествующих демократи¬зации позволит осмыслить глубину проблем, оценить специфику отечественных политических традиций и свои собственные возможности на фоне действительного объема того, что предстоит сделать. Это, вероятно, поможет избежать промахов и ошибок, подобных совершенным в последние десятилетия и, особенно, в недавние годы. Основными причинами просчетов были легкое отношение к задачам демокра¬тизации, поверхностное подражательство, иллюзии, будто демократию можно вве¬сти декретами или демонстрациями, а также парадоксально сочетающаяся с подо¬бным волюнтаризмом идея, будто изменение экономического базиса — приватиза¬ция и появление класса собственников — автоматически обеспечит торжество демократии.
Не дождавшись прогнозируемых результатов от демократических реформ 90-х годов ХХ столетия, общество разочаровалось во многих ценностях демократии и готово поддержать власть, которая обеспечит стабильность и порядок в стране. Особая осложненность демократизации в России обусловлена масштабами страны, спецификой ее демографической, этнонациональной, конфессиональной структур – давно известно, что переходный процесс протекает по-разному в странах больших и малых по территории.
Сегодня можно только предполагать и надеяться, что власть устоит перед соблазном вернуться вспять к жестким формам авторитаризма.
Конечно, демократию нельзя рассматривать как венец политической истории человечества, она нуждается в дальнейшем развитии, модернизации применительно и к современным условиям, и к особенностям современного общества. В связи с этим хотелось бы сказать, что нам не следует ругать демократию и искать спасение в усилении власти. Нам необходимо планомерно идти по пути совершенствования демократических институтов, и прежде всего – выборной системы, позволяющей расширять социальный круг политической элиты, развивать гражданское общество, формировать конструктивную оппозицию власти, создавая условия для реализации принципа разделения властей. Как писал Т. Джефферсон, «мы сможем уменьшить опасность продажи и покупки голосов при выборах, сделав число голосующих слишком великим для любой попытки подкупа». Бороться с издержками демократии можно только путем еще большего ее расширения. Другого пути нет. Демократия не проста и не совершенна, она нуждается в постоянной защите. И все-таки отказываться от нее в современном мире нельзя.
В последней четверти ХХ в. утвердилось представление о том, что демократия является идеальной или наилучшей из возможных форм общественного устройства. Но мировая практика свидетельствует, что в принципе нет и не может быть единого стандарта демократии. Поэтому правильнее нужно говорить не о «демократии», а о «демократиях».
Итак, изучение успехов и неудач демократизации, происходящей в России, позволяет осмыслить глубину проблем, оценить какова специфика ее политических традиций, определить ее возможности в предстоящем периоде. Все это должно помочь в избежание промахов и ошибок, а также просчетов, поверхностного подражательства. Ведь демократию невозможно ввести декретами и демонстрациями. Тот опыт, который получила Россия в попытке создания идеальной демократии, не был бесплодным. И для того, чтобы двинуть российскую демократию вперед, необходимо научиться использовать предыдущие достижения, как отечественной, так и мировой политической науки. Настало время по-новому осмыслить курс на продолжение демократизации в России, ибо он считается стратегически верным, несмотря на социально-экономические, внешнеполитические и психологические проблемы.