Таким образом, исследуя особенности функционирования современных англоязычных СМИ, приходим к выводу, что сегодня в Великобритании выходит около 130 ежедневных и воскресных, 1400 недельных и более 6500 других периодических изданий. Почти 90% британцев читают региональную или местную прессу. Общий тираж национальных газет в будни в среднем составляет 13 млн шт., а в воскресенье – 14500000 шт., хотя общее количество читателей значительно больше. Чтение газет больше нравится мужчинам, чем женщинам.
По предсказаниям экспертов, английскую прессу ожидает очередная революция, которая пройдет благодаря использованию новой техники и технологий не только на уровне газетно-журнального производства, но и на всех этапах внутриредакционной работы.
Масс-медийный дискурс как совокупность процессов и продуктов речевой деятельности в сфере массовой коммуникации имеет свои особенности. Существуют различные типы масс-медийного дискурса, которые выделяются по нескольким признакам, в том числе и такие, как выполняемая коммуникативная функция и канал реализации. Кроме того, масс-медийный дискурс как процесс и результат деятельности языковой личности организован на трех уровнях – медийно-ориентационном, лингвокогнитивном и мотивационном. Каждый из вышеупомянутых уровней имеет свои особенности, которые подчиняют организацию масс-медийного дискурса четырем структурным элементам, среди которых общее ориентирование, установления референтов и межреферентных связей, конструирования событийной последовательности. Эти уровни образуют соответствующие измерения медиадискурса.
Одним из методов влияния СМИ на аудитории является формирование повестки дня.
Повестка дня – это подборка наиболее актуальных, по мнению редакции, событий, которые становятся основой для формирования у аудитории целостной картинки о том, что именно происходит в обществе, а также о том, что именно стоит считать актуальными темами, а что следует оставлять вне внимания.
Опасность такого приема состоит в том, что большинство проблем, которые являются социально важными, остаются вне внимания аудитории, поскольку не освещаются в СМИ, а значит не являются в сознании аудитории такими, которые требуют немедленного критического решения.
Если говорить о повестке дня, которую формируют современные СМИ Великобритании, то первой проблемой, что требует немедленного решения, они называют мировой терроризм, беженцев, военные действия на территории мусульманских стран, а также социальные проблемы в других государствах. По сути своей СМИ Великобритании формируют понимание того, что каждая страна имеет свои проблемы, но меньше всего их именно в Великобритании.
Такая позиция СМИ формирует у населения стойкое понимание позитива проживания в Великобритании, а также дает возможность почувствовать гордость за свою страну, ее преимущество над другими странами.
СМИ ? завершающее звено в процессе интерпретации. Cубъектами интерпретации массмедиа являются постольку, поскольку избирательно подходят к тому потоку информации и идеологемам, которые производятся на политическом и общественном уровнях. Журналистам как бы диктуют сверху и предлагают снизу, о чем, сколько и как писать/вещать. Но у редакции почти всегда есть выбор: идти ли вслед за информагентствами и официальными сообщениями пресс-служб или добывать информацию из других источников, воспользоваться готовым клише или привлечь разных экспертов и сформировать собственную позицию.
Способность редакции формировать собственную повестку дня во многом зависит от ресурсов, которыми она располагает. Под ресурсами подразумевается довольно широкий круг возможностей: от количества сотрудников редакции и средств, чтобы отправлять их в дальние командировки, до наличия доверительных связей с источниками в элитах, которые могли бы предоставить нужную информацию. Чем меньше ресурсов у редакции, тем больше зависит производимая ею повестка дня от заданной информации, поступающей от правящей элиты.
На уровне редакции происходит селекция второго порядка: из информации, предварительно отфильтрованной политической элитой, а также получаемой от экспертов, граждан и из других источников, выделяется то, что редакция считает важным, и на этом фокусируется внимание аудитории. Фокусирование ? ключевая функция СМИ как субъекта интерпретации.
Выделяя несколько главных тем, редакция формирует «картинку», отвечающую параметрам и установкам данного конкретного СМИ. К числу этих установок относятся типология, миссия и позиция. Типология подразумевает зависимость «картинки» от типа целевой аудитории массмедиа. Однако свою аудиторию СМИ еще предстоит сформировать. Этой цели служат миссия и позиция. Миссия – это некая идеалистическая установка, задающая вектор формирования повестки дня. Миссия подразумевает, что редакция не просто отвечает на запрос аудитории, но и формирует этот запрос. Миссия очень тесно связана с позицией, но это не одно и то же. Словарь С.И. Ожегова определяет позицию как точку зрения, «мнение в каком-нибудь вопросе». Д.Н. Ушаков дает более развернутое определение: «Точка зрения, принципиальное отношение к чему-нибудь, определяющее характер действий». В применении к СМИ позиция – это взгляд не на отдельный вопрос, а на мир в целом или, по крайней мере, на широкий круг вопросов. Это лицо издания и одновременно оптика, через которую оно рассматривает внешний мир. При продуманном позиционировании аудитория формируется именно вокруг позиции, она разделяет эту позицию и в согласии с ней вырабатывает свой запрос.
Позиция – это одна из ключевых характеристик СМИ как субъекта публичной политики. По критерию наличия или отсутствия у редакции самостоятельной позиции все СМИ, работающие в британском общественно-политическом поле, можно разделить на «субъекты» и «каналы». СМИ, действующие как каналы, транслируют на аудиторию позицию и повестку дня других субъектов политического поля, а именно правящей элиты. Сегодня такими ретрансляторами выступают государственные информационные агентства, общероссийские телеканалы, массовые печатные СМИ. Имея доступ к максимально широкой аудитории, именно эти СМИ определяют общий информационный фон и диктуют повестку дня другим участникам политического поля.
Альтернативную повестку дня формируют немногочисленные качественные СМИ. Если рассматривать массмедиа с точки зрения их участия в публичной политике, то признаком качественности будет являться наличие четко выраженной позиции. Субъект, обладающий позицией, отличается от «канала» способностью производить собственную интерпретацию политических событий. В качественных российских СМИ можно увидеть обсуждение общественно-политических проблем, пришедших в повестку дня «снизу», со стороны не вполне еще развитого гражданского общества.
Проблема влияния СМИ на массовую аудиторию интересует множество стран уже около столетия. В начале XX века, когда окончательно сложились массовые средства передачи информации, стала возможной и идея массовой манипуляции общества. С появлением Интернета, телевидения и радио мир стал более информационным. Информация стала не только привилегией меньшинства, а бытовым и необходимым содержанием широкой аудитории. Таким образом, актуальность данной темы очевидна, изменилась коммуникация, у которой появились новые средства, а соответственно, и цели. Массовая коммуникация, или другими словами — СМИ стала транслятором всей информационной среды общества, а средства массовой информации — важнейшим и одним из главных политическим инструментом государства.