Введение 3 1. Философия Древнего мира 5 1.1. «Доосевые» цивилизации: Месопотамия и Египет 8 1.2. «Осевое время»: Индия, Китай и Греция 10 1.3. Критика предложенных методологий 16 Заключение 24 Библиография 25

"возникновение философии - интеллектуальная революция в духовной истории человечества

реферат
24 страниц
61% уникальность
2016 год
147 просмотров
Федотов К.
Эксперт по предмету «Философия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Философия Древнего мира 5 1.1. «Доосевые» цивилизации: Месопотамия и Египет 8 1.2. «Осевое время»: Индия, Китай и Греция 10 1.3. Критика предложенных методологий 16 Заключение 24 Библиография 25
Читать дальше
Возникновение философии - это революционный переворот в духовной жизни человечества, своего рода интеллектуальный прорыв к вопросу о смысле человеческого бытия. Это событие беспрецедентно по своему содержанию и последствиям, однако, несмотря на его значение, однозначного обоснования причин и предпосылок по-прежнему отсутствует. Действительно, хотя почти каждый мыслитель, оставивший след в истории, давал свой ответ на вопросы о генезисе философии, на сегодняшний день существует множество параллельно рассматриваемых концепций зарождения философской мысли, каждая из которых в том или ином аспекте объясняет этот феномен. На данный момент существуют две основные концепции происхождения философии. Обе окончательно сложились в начале века и к настоящему моменту не только принесли свои плоды, но и породили третий, компромиссный вариант.


Собираетесь заказать дипломную работу в Тюмени ? Work5 поможет вам в этом.


. Речь идет, прежде всего, о мифогенной (Корнфорд, Томсон, Лосев, Гегель) и гносеогенной (Богданов, Г. Спенсер) концепциях, которые принято считать противоположными. Однако уже само наличие компромисса в лице гносеогенно-мифо-генной концепции (как называет ее Чанышев) делает эту противоположность сомнительной и указывает, скорее, на какое-то принципиальное единство, которое глубже и основательнее различий. Актуальность данной работы, таким образом, не вызывает сомнения: она обусловлена важностью рассматриваемого феномена, разнообразием имеющихся концепций, отсутствием однозначного подхода к его анализу, а также изъянами существующих подходов. Однако следует учесть, что при обозначенных размерах работа не может обозреть все имеющиеся точки зрения на вопрос о генезисе философии, в связи с чем выбор концепции будет сделан на основании методологических предпочтений автора, т.е. с долей произвола. Цель данной работы – получить ответы на эти вопросы и проиллюстрировать генезис философии на основании выбранных методологий. Для того, чтобы иметь возможность говорить о генезисе философии, необходимо ответить на следующие вопросы: что мы понимаем под «философией» в данной работе, а также из чего, как, когда, где и почему возникает философия? Для этого необходимо решить следующие задачи: 1) определить, что именно подразумевается под «философией» в выбранных концепциях генезиса; 2) в согласии с концепциями описать структуру и процесс генезиса философии, т.е. двигаться в русле концепции, последовательно получая ответы на вопросы о происхождении философии; 3) проверить выбранные методологические основы на «устойчивость», подвергнув их критике. При написании работы использованы общенаучные принципы научного познания, среди которых выделяются принципы историзма, объективности, многофакторности, системности. Методы исследования, используемые в данной работе: 1) описательный метод; 2) сравнительный метод; 3) метод реконструкции и интерпретации. В качестве методологической основы в данной работе выбраны концепции «осевого времени» немецкого философа Карла Ясперса и методология отечественного мыслителя А.Н. Чанышева, рассматривающего философию как мировоззрение. Обе концепции позволяют объяснять этап становления философского способа познания мира с точки зрения не только древнегреческой традиции, которая для западноевропейского мира и является собственно «философией» как таковой, но и восточных культур – индийской, китайской, ближневосточной, североафриканской и т.д., уравнивая Восток и Запад и демонстрируя идейную и мировоззренческую преемственность и близость между ними. Работа состоит из введения, одного раздела, трех подразделов, заключения, списка использованной литературы.

Читать дальше
Таким образом, обе позиции – и А.Н. Чанышева, и К. Ясперса – имеют в своей внутренней структуре сходные противоречия. «Осевое время» игнорирует множество хронологических аспектов развития философской мысли как на Востоке, так и на Западе. Желая придать генезису философии универсальный характер, концепция Ясперса являет собой «прокрустово ложе», поскольку грубо определяет возникновения философии, не придавая значения тому, что в разных культурах он осуществлялся не одновременно, не аналогично, не изолированно на совершенно разных предпосылках. Причиной «рывка» к философии назначается страх перед жизнью, который именно в обозначенный Ясперсом период приводит к философии, хотя ничто не объясняет того, почему этого не случилось раньше, т.к. «ужас и собственная беспомощность» существовали и до этого. Концепция А.Н. Чанышева, полагающая философию как мировоззрение, содержит изъян в жесткой привязке к субъект-объектной схеме, которая, будучи продуктом классической рациональности, на сегодняшний день, в период становления уже постнеклассической рациональности, не является релевантной. Также не вызывает доверия объяснение природы вызова, столкновение с которым привело к переходу от мифа к философии, через отсылку к социально-экономическим отношениям и материальному развитию обществ. Помимо этого, обе концепции некритично настроены по отношению к тому «наблюдательному пункту», с позиций которого пишут авторы. Это выражается в феномене «евроцентризма», когда человек западноевропейской цивилизации склонен оценивать другие культуры через призму своей, выстраивая иерархию таким образом, что его культура оказывается «эталоном», а все остальные оцениваются по степени родства с этим «идеальным образцом».
Читать дальше
1) Краткий очерк истории философии. Под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова. Изд. 2-е, переработ. М., «Мысль», 1971. – 790 с.; 2) Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.; 3) Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. для вузов.— М.: Высш. шк., 1999.— 703 с; 4) Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем.— М.: Политиздат, 1991.— 527 с. — (Мыслители XX в.); 5) Bruno Snell “The Discovery of Mind: The Greek Origins of European Thought”. New York, 1960.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Детское телевидение в России. (Программа «Спокойной ночи, малыши!»)
Количество страниц:
30
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image