Введение 3 Глава 1. «Могучая кучка» в истории русского музыкального искусства 6 1.1. Творчество композиторов «Могучей кучки» 6 1.2.Вокальное творчество композиторов «Могучей кучки» 7 Глава 2. Творческое становление Балакирева 14 2.1. Милий Алексеевич Балакирев – идейный вдохновитель содружества «Могучая кучка» 14 2.2. Творческая биография Балакирева 15 Глава 3.Феномен музыкального сообщества «Могучая кучка» 19 3.1. Хронологические вехи и вопросы исследования 19 3.2.Исследование творчества и деятельности «Могучей кучки» 21 Заключение 32 Список литературы 35

"Могучая кучка"

курсовая работа
35 страниц
81% уникальность
2016 год
112 просмотров
Халатьян С.
Эксперт по предмету «История»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. «Могучая кучка» в истории русского музыкального искусства 6 1.1. Творчество композиторов «Могучей кучки» 6 1.2.Вокальное творчество композиторов «Могучей кучки» 7 Глава 2. Творческое становление Балакирева 14 2.1. Милий Алексеевич Балакирев – идейный вдохновитель содружества «Могучая кучка» 14 2.2. Творческая биография Балакирева 15 Глава 3.Феномен музыкального сообщества «Могучая кучка» 19 3.1. Хронологические вехи и вопросы исследования 19 3.2.Исследование творчества и деятельности «Могучей кучки» 21 Заключение 32 Список литературы 35
Читать дальше
Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия, великая страна с талантливым народом и своим культурным наследием, всегда была в числе ведущих локомотивов мирового прогресса и искусства, в том числе музыки. Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух. Воплощение в музыке русской национальной идеи было главной целью Балакиревского кружка, сложившегося в Санкт-Петербурге в 1850-60-е годы, позднее получившего название «Могучая кучка», состав которого практически не менялся. Имя это «Новой русской музыкальной школе» (еще одно название) дал идейный вдохновитель - знаменитый критик В. В. Стасов.


Хотите узнать, где заказать реферат по маркетингу? Конечно же в Work5! Уже более 15 лет мы помогаем студентам с написанием работ!


. В 1867 году историк и искусствовед Владимир Васильевич Стасов написал статью в газете по поводу концерта под управлением Милия Алексеевича Балакирева в честь славянских делегаций на Всероссийской этнографической выставке. При этом он пожелал, чтобы славянские гости "навсегда сохранили воспоминания о том, сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов". Так с легкой руки Стасова яркая пятерка молодых русских композиторов и получила свое знаменитое название "Могучая кучка". Творчество деятелей «Могучей кучки» представляет собой важнейший исторический этап в развитии русской музыки. Композиторы, опираясь на традиции Глинки и Даргомыжского, обогатили отечественное музыкальное искусство новыми завоеваниями, что особенно проявилось в оперном, симфоническом и камерном жанре. Новаторская деятельность «Могучей кучки» была близка представителям западноевропейского музыкального романтизма – Р.Шуману, Г. Берлиозу, Ф. Листу, а эстетические принципы оказали влияние на многих русских композиторов более молодого поколения. Деятельность композиторов «Могучей кучки» разворачивалась в 60-х годах XIX века. Это был важный этап культурного развития в России: появление русского музыкального общества, открытие консерваторий в Петербурге и Москве, создание «Художественной артели», журнала «Современник», организации студенческих «коммун». Каждый из композиторов «Могучей кучки» представлял собой мощную творческую индивидуальность. Это было содружество великих художников своего времени, связанных общими идейно-эстетическими взглядами. Все представители творческой организации (за исключением Ц. Кюи) продолжали музыкальные традиции Глинки и Даргомыжского. Главной линией в их творчестве является жизнь и интересы русского народа, любовь к своему отечеству. Актуальность работы в том, что русская музыкальная культура XIX века привлекает внимание все большего количества исследователей, так как она представляет собой органический синтез отечественных и зарубежных музыкальных достижений, отражая, таким образом, «русскую идею» в общечеловеческом аспекте. Опыт создания целостной музыкальной культуры, творчески объединяющей в себе различные самобытные элементы, имеет принципиальное значение в условиях обезличивания, унификации современной культуры. Объект исследования – русская музыкальная культура XIX века. Цель работы – творчество «Могучей кучки». Задачи: 1.Собрать и обработать научно-исследовательский и библиографический материал, посвященный изучению творчества М. А. Балакирева в отдельности и «Могучей кучки» в целом. 2.На основе анализа литературы по данной теме провести исследование, посвященное изучению особенности творческой деятельности «Могучей кучки». Хронологические рамки - 1850-60-е годы - середина 1870-х гг. Характеристика источников - важный этап в развитии балакиревианы ознаменовали три книги, — «М. А. Балакирев. Исследования и статьи» (Л., 1961); «М. А. Балакирев. Воспоминания и письма» (Л., 1962); «М. А. Балакирев. Летопись жизни и творчества» (Л., 1967), — подготовленные сотрудниками Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. «Могучая кучка» — этой теме посвящены две специальные фактологически насыщенные работы Е. М. Гордеевой и А. Н. Крюкова. Вопрос о влиянии Балакирева на целый ряд композиторов — его современников — в той или иной мере затронут в посвященных им многочисленных монографиях. Историография - объем литературы о Балакиреве как главе композиторской школы, масштабен и начал складываться еще при его жизни. О Балакиреве писали крупнейшие музыканты — Б. В. Асафьев, Библиографию эпистолярии Балакирева составил В. А. Киселев (Балакирев М. А. Воспоминания и письма / Ред. Ю. А. Кремлев, А. С. Ляпунова, Э. Л. Фрид. Л., 1962). Отдельный раздел балакиревианы ~ музыкально-критические статьи В. В. Стасова, в которых он неизменно подчеркивал роль Балакирева как лидера нового, прогрессивного направления в русской музыке. Первые упоминания о Балакиреве в зарубежной прессе относятся к концу 1850-х гг. и связаны с констатацией его пианистических успехов. Позднее о Балакиреве с уважением отзывались Берлиоз и Лист

Читать дальше
Русское музыкальное искусство 19 столетия - яркий, сложный, всеохватный художественный мир. Отразив важнейшие социальные и художественные тенденции эпохи, оно, начиная со второй половины века, оказалось в первых рядах на пути обновления всех аспектов музыкального творчества, стимулировало серьезные сдвиги в художественном сознании, предвосхитило многое в образности и стилистике музыки 20 века. Среди великих национальных деятелей, которыми так богата художественная культура Европы второй половины XIX столетия, выделяется группа композиторов, необычайно самобытно решавшая проблемы развития отечественного музыкального искусства. Это М. Балакирев, М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков и Цезарь Кюи составившие творческое ядро поистине могучего объединения русских музыкантов в период общественного подъема 60-х годов. Их цель — создание национального искусства на подлинно демократической основе, способного раскрыть душу народа и воплотить всю правду его жизни; их непреклонная воля к борьбе со всяческими тормозами на пути к этой цели: с препонами, чинившимися придворно-бюрократическими кругами, с рутиной консервативно-академического направления, с влияниями салона и пустого виртуозничания; наконец, мощь их таланта, исконно русского, богатырского, уходящего в недра родной земли, подобно корням векового дуба, таланта разностороннего, щедро себя обнаруживающего не только в творчестве, но даже в манере говорить — сочно, образно, метко,— все это вызывает чувство восхищения и глубокого уважения. Каждый из композиторов, входивших в «Могучую кучку», представляет собой яркую творческую индивидуальность и достоин самостоятельного изучения. Однако историческое своеобразие «Могучей кучки» заключалось в том, что это была группа не просто дружески расположенных друг к другу музыкантов, а творческий коллектив, боевое содружество передовых художников своего времени, спаянных идейным единством, общими художественными установками. В этом отношении «Могучая кучка» была типичным явлением своего времени. Подобные творческие содружества, кружки, товарищества, создавались в различных областях искусства. Творчество композиторов «Могучей кучки» принадлежит к лучшим достижениям мирового музыкального искусства. Опираясь на наследие первого классика русской музыки Глинки, Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков и Кюи воплотили в своих произведениях идеи патриотизма, воспели великие силы народа, создали замечательные образы русских женщин. Развивая достижения Глинки в области симфонического творчества в программных и непрограммных сочинениях для оркестра, Балакирев, Римский-Корсаков и Бородин внесли огромный вклад в мировую сокровищницу симфонической музыки. Композиторы «Могучей кучки» создавали свою музыку на основе чудесных народных песенных мелодий, бесконечно обогащая ее этим. Они проявляли огромный интерес и уважение не только к русскому музыкальному творчеству, в их произведениях представлены темы украинские и польские, английские и индийские, чешские и сербские, татарские, персидские, испанские и многие другие. Выводы: творчество композиторов «Могучей кучки» является высочайшим образцом музыкального искусства; вместе с тем оно доступно, дорого и понятно самым широким кругам слушателей. В этом его огромная непреходящая ценность. Музыка, созданная этим маленьким, но могучим по своим силам коллективом, является высоким примером служения своим искусством народу, пример подлинной творческой дружбы, пример героического художественного труда. При общем подъеме музыкальной культуры расстановка сил на музыкальном фронте была весьма сложна. Прогрессивные идеи проявлялись по-разному. Подчас внутри демократического лагеря возникали разногласия, касавшиеся главным образом конкретных путей, по которым мыслилось дальнейшее развитие русской музыки. Самим спорящим их позиции казались непримиримыми, взаимоисключающими, и проникавшие в печать дискуссии бывали весьма горячими. Нам же сейчас ясно, что разногласия нередко являлись результатом множественности и сложности задач, которые выдвигала перед музыкантами сама жизнь. В дальнейшем из сосуществования и взаимодействия разных тенденций выросло величественное здание русской дооктябрьской музыки, отличающейся богатством содержания и разнообразием композиторских стилей. Вся жизнь и творческая деятельность великих мастеров культуры раскрывается будущим поколениям в их наследии. Наследие композиторов, музыкантов, посвятивших себя служению искусству, поражает исключительной многогранностью и неповторимостью. Их произведения учат доброте, пониманию прекрасного в жизни, в природе, в искусстве, учат любить свою Родину, осмысливать и ценить ее историю, ее культурное достояние и ценности. Они способствуют формированию гармоничной личности. Вторая половина XIX века — время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. Наиболее успешно это произошло в музыке. Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира. Достижения зарубежного искусства находили отклик в России. В свою очередь русская музыкальная культура получила всемирное признание, заняв почетное место в семье европейских культур.
Читать дальше
1.Асафьев Б.В. Антон Григорьевич Рубинштейн в его музыкальной деятельности и отзывах современников. М.: Муз. сектор Гос. изд-ва, 1929. 2.Буренин В.П. Кюи и Мусоргский // Стрелы: Стихотворения В. Буренина. СПб.: Типография А.С.Суворина, 1881. 3.Зайцева Т.А. Творческое становление Балакирева как художественный феномен русской культуры 1830-1850-х гг. [Электронный ресурс]/ Т.А. Зайцева// -2000. – М. URL: http://www.dissercat.com/content 4.Келдыш Ю.В. Могучая кучка. [ Электронный ресурс]/ Ю.В. Келдыш// -2012. URL: http://www.belcanto.ru/kuchka.html 5.Крюков А.Н. «Могучая кучка»: страницы истории петербургского кружка музыкантов. Л.: Лениздат, 1977. 6.Лаво Р.С. История русской музыки IX- начало XX веков: учебное пособие для вузов культуры и искусств /Р.С.Лаво// - Краснодар: КГУКИ, 2010. – С. 215. 7. Левашева О. Михаил Иванович Глинка. Кн. 2. М.: Музыка, 1988. 8.Музыкальная энциклопедия. Т. 1–6. М.: Сов. энциклопедия, 1976–1982. 9.Музыкальный словарь Гроува / Пер. с англ., ред. и дополнения Л.О. Акопяна. М.: Практика, 2001 (2-е изд. М., 2006). 10.Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. 8-е изд. М.: Музыка. 1980. 11.Стасов В.В. Славянский концерт г. Балакирева // Стасов В.В. Избранные сочинения в трех томах. Т. 1. М.: Искусство, 1952. 12.Шаповалова О.А. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Рипол-классик, 2003 13.Шестакова Л. Мои вечера. Из неизданных воспоминаний // Русская музыкальная газета. 1910. № 41.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Детское телевидение в России. (Программа «Спокойной ночи, малыши!»)
Количество страниц:
30
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image