Если вам необходимо выполнить чертеж , заходите на сайт Work5 и заполняйте форму заказа.
. Предметом моего исследования является правовые институты, регулирующие власть магистратов в римском частном праве. Задачи работы: 1) рассмотреть источники римского права, регулирующие власть магистратов в римском частном праве, выявить материалы по интересующему меня вопросу 2) изучить литературу по данной теме 3) систематизировать полученную информацию и охарактеризовать найденные правовые институты и их составляющие. Формирование римского права Формирование и развитие римского права как целостной и еди¬ной правовой системы распадается на две самостоятельные — как по сво¬им закономерностям, так и по своему значению для сложения принципов и институтов римского права — эпохи. Первая эпоха — это становле¬ние и развитие римского права в рамках государственности Древнего Рима и в связи с общей античной культурой (VIII в. до н.э.— V в н.э.). Вторая эпоха — это восприятие исторической традиции римского права други¬ми народами в рамках собственной государственности в интересах ли не-посредственной юридической практики, в целях ли юридической науки и образования (с VI в. н.э. по настоящее время). Хотя именно на вторую эпоху приходится содержательный и формальный расцвет римского пра-ва, античное римское право, право Древнего Рима, принято квалифици-ровать как классическое римское право, представляющее образец дог-матической конструкции и понимания различных институтов Периодизация Стоит сказать о периодизации, с помощью которой можно увидеть эволюцию римского права. Она разделена на периоды, которые характеризуют последовательность кризисов, а так же изменения римского общества в экономическом, социальном и духовно-нравственном плане. Помимо этого, римское право пережило ту рабовладельческую государственность (Западную Римскую империю), на базе которой оно исторически сложилось и достигло наивысшего расцвета. В обширной литературе по римскому праву имеются различные варианты выделения главных и более дробных этапов его развития. Максимально удобной и универсальной является следующая: Первый период (VIII в. — III в. до н.э.) характеризуется как пери¬од начального формирования римского права. Все его принципы и ин¬ституты подчинены традиции медленно ломающегося в социальном смыс¬ле патриархально-общинного строя, право существует только в рамках патриархальной римской общины, для членов общины и ради сохране¬ния ее ценностей и вместе с тем привилегий, оно неразрывно с юриди¬ческой практикой жрецов-понтификов, пронизано сакральным, и потому формально-консервативным началам. В этот период отмечается станов-ление главных видов источников римского права, переход от обычного права к государственному законодательству и основанной на нем посто-янной судебной практике. В V в. до н. э. была осуществлена первая кодификация римского права в виде записи-издания знаменитых Законов XII Таблиц, которые на долгие века стали отправными для всех областей рим¬ского права. Римское право в этот период представляет явно выраженное привилегированное право — т.н. квиритское право, которое не только отделяет членов римской общины от не римлян, но и носит сословный характер даже внутри Рима. Второй период (III в. — II в. до н. э.) — переходный, предклассический. Предпосылкой правового движения стала социальная унифи¬кация римской общины, стирание принципиальных граней между патрицианством и плебеями. В этот период происходит закрепление в тради¬ции начал деятельности всех институтов римской государственности и судебной системы, наряду с общенародным государственным законода-тельством определяющую для движения права роль стало играть судейс-кое и магистратское правотворчество, практически разорвавшее связи с понтификальной юриспруденцией и религиозным толкованием. На мес¬то строго формальной юридической практики приходит концепция утверждения справедливости, что позволяет делать судебное правопримене¬ние более современным, учитывающим усложнение гражданской жизни и новых коллизий. На требования права начинают ока¬зывать существенное влияние греческая философия и греческие право-вые доктрины. Третий период (I в. до н. э. — III в. н. э.) — классический для всей эпохи античного римского права. В условиях длительного социального кризиса Древнего Рима (I в. до н. э. — нач. I в н. э.), распада республи-канских установлений и утверждения монархии происходит формирова¬ние принципов публичного права как права, выражающего суверенитет римского народа, а затем переосмысление с их точки зрения нового мо-нархического строя. Одновременно складывается уголовное право в современном смысле с вполне самостоятельными объектами правовой ох-раны и принципами применения. В условиях расширения Римской импе-рии и конструирования под нее социальных опор формируется общий правовой статус свободного гражданина, оперирующего самым широким спектром неформально толкуемых, основанных на стремлении к право¬вой справедливости и равенству в рамках гражданско-правовых отноше¬ний институтов собственности, владения, видов дозволенных и охраняемых правом сделок и правовых требований. К этому времени отно¬сится расцвет римской юридической науки и судебной юриспруденции (деятельность М.Т. Цицерона), причем в науке формируется уже существенно различающиеся течения мысли, и варианты правопонимания ока¬зывают воздействие на общий ход юридической практики. Четвертый период (IV — V вв. н. э.) — время начинающейся трансформации римского права из правовой системы, приспособленной только к нуждам античного общества и специфической государственнос¬ти, в систему, пригодную для других социальных и политических усло¬вий. Развитие императорского законодательства и его преимущественное значение меняет круг источников права и их сопоставительную значи-мость; преобладающей формой права и источником норм стал закон, что в свою очередь приводило к несомненному огосударствлению права. В этих условиях реальным историческим фактором ста¬ла целостная правовая политика власти магистратов в римском частном праве, преобразующая (ввиду соб¬ственных интересов и разумения) начала и институты права. Римское право, в главнейших своих источниках, неоднократно кодифицируется, на основе чего формируется новое отношение к норме права. Наконец, в это время начинается новое идейно-философское влияние на римское право и его каноны — влияние христианства, заставившее переосмыслить многие общие начала и постулаты прежнего права, но зато обеспечившее посредством этого его приспособление к новой ис¬торической жизни. Система римского права Система римского права не является созданной и сформированной за короткий период, она складывалась в ходе продолжительной юридической практики и постоянных исследований юриспруденции. Поэтому система отличается от так называемого отраслевого подразделения право¬вых систем нашего времени. Основным определяющим признаком клас-сификации институтов, так же как и самой системы римского права в целом, явилось разделение права на публичное и частное. «Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам (объектам), или к искам…» Классическое разграничение публичного и частного права, дает Ульпиан: Publicum jus est quod ad statum rei romanae spectat, privatum quod ad singulorum utilitatcm (D. 1.1.1.2.). - Публичное право есть то, кото¬рое относится к положению римского государства; частное — которое (относится) к пользе отдельных лиц. Состав кодекса Юстиниана Все указанные части юстиниановской кодификации должны были, по мысли Юстиниана, составлять одно целое, один "Corpus" права, хотя они и не были тогда соединены под одним общим названием. Лишь в средние века, когда возродилось изучение римского права (начиная с XII столетия), весь юстиниановский Свод стал называться общим именем "Corpus Juris Civilis", под каковым названием он известен и теперь. Рассмотрим несколько ближе каждую из составных частей этого огромного свода. 1. "Institutiones". Хотя они созданы были в качестве элементарного руководства для учебных целей, однако они не стоят ниже других частей и в смысле своей юридической силы. Главным источником их послужили "Институции" Гая (хотя были использованы также "Институции" и других авторов); они дали юстиниановским "Институциям" и свое внешнее деление на четыре книги, и свой план (personae, res, actiones); сплошь и рядом даже самый текст взят у Гая. Каждая из четырех книг делится на титулы с особым заглавием; каждый титул в современных изданиях для удобства цитирования разделен на параграфы, причем нумерация параграфов начинается не с самого начала титула, а несколько дальше; начальная же, ненумерованная, часть титула носит название principium. Поэтому цитируются "Институции" так: pr. (principium) Inst. I (книга первая) 1 (титул первый); § 1 Inst. 1, 1 и т.д 2. "Digesta", или "Pandectae" представляют собрание цитат из сочинений юристов, расположенных в известном систематическом порядке. Всего цитировано 39 юристов от Квинта Муция до Гермогениана и, по исчислению самого Юстиниана, до 2000 сочинений. Являясь, таким образом, суммированием всей классической юридической литературы, "Digesta" представляют центральную часть Юстиниановского Свода, самую обширную по размерам и наиболее ценную по своему содержанию. Вся масса цитат разделена на 50 книг приблизительно по системе "Digesta" классических юристов, которые, в свою очередь, следовали системе edictum perpetuum. Каждая книга делится на большее или меньшее количество титулов с особым заглавием ("De actionibus empti venditi", "Locati conducti" и т.д.); только книги 30, 31 и 32 не имеют этого деления на титулы, ибо все они посвящены одному вопросу и потому носят общее заглавие "De legatis" ("о легатах", то есть завещательных отказах). Внутри каждого титула (кроме кратких) цитаты также расположены в известном порядке: сначала идут цитаты из сочинений, комментировавших цивильное право, то есть в большинстве случаев из комментариев ad Sabinum - так называемая масса Сабина; затем следуют цитаты из сочинений ad edictum - масса эдикта, и наконец выдержки из сочинений, возникнувших на почве юридической практики; а так как во главе сочинений этой группы стояли responsa Papi-niani, то эту массу называют массой Папиниана. Иногда в самом конце находятся еще добавочные цитаты - Appendix. Предполагают поэтому, что комиссия при производстве своих работ разделилась на три подкомиссии, распределив между собою указанным образом просмотр сочинений. Затем сделанные каждой подкомиссией выдержки сводились воедино в общих заседаниях. Каждая цитата начинается с указания автора и сочинения, из которого она взята. В современных изданиях эти цитаты внутри каждого титула пронумерованы, а более длинные из них разделены на параграфы (причем и здесь начало каждой цитаты стоит вне нумерации и обозначается словом pr. = principium). Период абсолютной монархии был в значительной степени периодом "ориентализации" римского права, причем эта ориентализация была далеко не всегда улучшением. Во многом практика римского права отступила от тех начал, которые были с таким мастерством разработаны классической юриспруденцией. Повинуясь тем же восточным, эллинистическим влияниям, подчиняясь, быть может, уже прочно установившейся практике, компиляторы, конечно, в своих интерполяциях не могли не отдать дани этим влияниям. Но при всем том уже то обстоятельство, что в основу Юстиниановского Cвода были положены сочинения классических юристов, обозначало для того времени бесспорное восстановление римского права, возвращение к его лучшим началам. Благодаря "Дигестам", классическая литература была сохранена от полной гибели, а ее результаты от безвозвратного искажения. 3. "Codex" есть собрание императорских конституций; он состоит из 12 книг, причем каждая книга, как и в других частях Свода, делится на титулы с особым заглавием. Книга 1 содержит конституции, касающиеся церковного права, источников права и officia различных императорских чиновников; книги 2-8 - гражданское право, книга 9 - уголовное право; книги 10-12 - положение о государственном управлении. Внутри титула расположены отдельные конституции в хронологическом порядке. Каждая конституция имеет в начале inscriptio - то есть указание имени издавшего ее императора и имени того, к кому она была адресована, а в конце subscriptio - то есть обозначение даты, когда она была издана, причем эта дата обозначается именами бывших в то время консулов. В современных изданиях конституции внутри каждого титула пронумерованы, а более длинные разделены на параграфы. 4. Наконец, четвертую часть юстиниановского законодательства составляют Новеллы. Как было указано выше, официального собрания новелл, изданных Юстинианом после "Codex repetitae praelectionis", мы не имеем, но до нас дошли некоторые частные сборники их. Древнейший сборник этого рода принадлежит константинопольскому профессору Юлиану, составлен он был около 556 г. и содержит в себе 122 новеллы Юстиниана; сборник этот обычно называется Epitome Ju-liani. Кроме него, уже глоссаторам было известно другое собрание из 134 новелл, изданных между 535-556 гг., собрание, которому дано было имя "Authenticum". Наконец, еще позже стало известно третье собрание, содержащее 168 новелл на греческом языке. В современных изданиях новеллы пронумерованы; каждая из них состоит из введения (praefatio), текста и заключения (epilogus); текст разделяется на главы (caput). Таков общий состав юстиниановского "Corpus Juris Civilis". Целиком - в одной рукописи он до нас не дошел, но мы имеем рукописи отдельных частей его Памятники литературы Помимо юридических источников, дающих нам основную информацию, существуют и другие памятники римского права дошедшие до нас. Из них мы можем почерпнуть дополнительную информацию, что очень важно для оформления полной картины, рассмотреть правовые источники с другого ракурса, получить возможность увидеть их субъективную оценку. С их помощью мы можем судить о том, что собой представляло римское право в различные эпохи, как оно взаимодействовала с другими сферами общественной жизни и сделать из этого определенные выводы. К подобным памятникам можно отнести произведения римских историков, таких как: Тацит, Светоний, Аммиан Марцеллин, Тит Ливий, а также философов и грамматиков : Варрон, Валерий Проб, Фест. Из известных латинских писателей важно выделить Теренция и Плавта, живших в 3-2 до н. э. В их комедиях можно проследить многочисленные связи разного характера с состоянием права: из бытовой обстановки, общественной жизни или иных повседневных ситуаций. Не меньший материал дают сочинения римских ораторов, начиная с Катона, который писал о земледелии (тут мы можем увидеть сведения, касающиеся земельного права римлян), и заканцивая самим Цицероном, из речей которого мы можем почерпнуть подробное описание самого судопроизводства. Большое количество материала можно найти в надписях, найденных в 19 веке на всей территории Римской империи. Они были обнаружены на посуде, камнях, могилах и большинство на постройках. Эти материалы были предметно распределены по томам и изданы в 19 веке, издание было названо -Corpus inscriptionum latinarum. Всего издание включает в себя 17 томов более чем в 70 частях и содержит более 180 000 надписей. Благодаря этим надписям мы можем значительно дополнить сведения о наличии и практике многих институтов римского права, оставивших мало следа в юридических памятниках. Институции Гая Так же коротко скажу об активно использованных мною институциях Гая. Нелишне напомнить, что само слово institutiones означает по латыни "наставления", то есть, речь идет о наставлениях или, попросту, учебнике по римскому праву. Пожалуй, Институции – это один из немногих учебников, сумевших сохранить свою актуальность на протяжении без малого двух тысяч лет. Книга Институций пользовалась огромной популярностью уже в эпоху поздней Римской империи. Многие юристы того времени часто ссылаются на Институции Гая, как на одно из самых авторитетных изданий. Так, его часто цитирует Боеций, Присциан, его книга используется в "Сопоставлении законов Моисеевых и римских" (Collatio legum Mosaicarum et Romanarum), в бревиарии вестготского короля Алариха (Lex Romana Visigothorum). Наконец, сам император Юстиниан ссылается на то, что он писал свои Институции, используя произведение "нашего Гая". Многочисленные цитаты из Гая включены и в знаменитые Дигесты Юстиниана. Впервые Институции Гая были изданы Гешеном в 1820 г., далее известны немецкие издания Блюме в 1821 и 1822 гг. и Студемунда в 1874 и 1884 гг. С тех пор Гай многократно издавался и выдержал сотни изданий и переизданий в разных странах мира. Что касается русского перевода Ф. Дыдынского Институций Гая, то с ним проведена определенная редакторская работа. Заменены устаревшая стилистика XIX в. и некоторые шероховатости или неточности перевода. Опущены также достаточно подробные комментарии Ф. Дыдынского к русскому переводу. Они, безусловно, сохраняют свою актуальность, однако многое, особенно историографическая часть, в некоторой степени устарело. К тому же цель и характер данного издания не требуют подробных филологических штудий. Поэтому новый комментарий учитывает лишь самую необходимую для студентов информацию – даются пояснения к упоминающимся в тексте законам, историческим личностям и некоторым историко-правовым терминам, если суть их не ясна из объяснений самого Гая. Характеристика литературы 1) Гийу А. Византийская цивилизация. Пер. с франц. Д. Лоевского; Предисл. Р. Блока. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005.. – (Серия «Великие цивилизации»). Книга Андре Гийу, историка школы «Анналов», всесторонне рассматривает тысячелетнюю историю Византии – теократической империи, которая объединила наследие классической Античности и Востока. В книге описываются история византийского пространства и реальная жизнь людей в их повседневном существовании, с их нуждами, соответствующими положению в обществе, формы власти магистратов в римском частном праве и мышления, государственные учреждения и социальные структуры, экономика и разнообразные выражения культуры. 2) И.Б. Новицкий «РИМСКОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО» Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. Москва. Юриспруденция. 2000 Учебник дает наглядное представление об основных институтах частного права античного Рима в том виде, как они действительно существовали. Авторы приводят многочисленные выписки из сочинений римских юристов, показывая не только конечные выводы римской юриспруденции, но и тот материал, на основе которого они были сделаны, т. е. конкретные казусы и те пути, которыми шли в своих рассуждениях римские юристы. Четко продуманная структура учебника сочетается с простотой, ясностью и доходчивостью изложения. 3) Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. Учебник "Издательство ""Проспект""", 2014 г Книга является переизданием учебника выдающегося дореволюционного и советского правоведа, специалиста в области римского и гражданского права Ивана Борисовича Новицкого. В книге детально раскрывается система римского права, его основные источники, механизмы судебной и внесудебной защиты. Подробное внимание автор уделил комплексному рассмотрению правого статуса физических лиц, их право- и дееспособности, анализу базовых институтов вещного и обязательственного права, правовой регламентации семейных отношений и наследования как по закону, так и по завещанию. 4) Покровский. И. А. ИСТОРИЯ РИМСКОГО ПРАВА. СПб, 1999 Предлагаемая книга имеет скромное назначение — быть элементарным руководством для лиц, желающих познакомиться с основными процессами в истории римского права. Дать сжатый, но возможно ясный, очерк этих процессов, ввести читателя в важнейшие проблемы нашей науки — такова ее общая цель. Ввиду этого детали оставляются в стороне; равным образом и литературные указания даются лишь в очень ограниченном размере. Лица, заинтересовавшиеся ближе тем или другим вопросом, легко могут найти для себя дальнейшую литературу в тех основных произведениях, которые указаны во введении. 5)Римское право в вопросах и ответах Пиляева В. В."Издательство ""Проспект""", 2014 г Пособие в краткой форме освещает все темы классического римского права и содержит определения, классификацию и научные концепции по данной дисциплине. Конспективная форма изложения в виде вопросов и ответов позволит в кратчайшие сроки ознакомиться с материалом. 6) Скабаланович Николай Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн. 2004. «Византийское государство и Церковь…» — это настоящая энциклопедия по Византии, непревзойденный во многих отношениях даже по настоящее время научный труд, в том числе и по своим литературным достоинствам. В приложении даются статьи «Византийская наука и школы в XI в.», «О нравах византийского общества в Средние века», «Разделение Церквей при патриархе Михаиле Керулларии» и другие, позволяющие с большей полнотой и вниманием остановиться на конкретных вопросах как внутренней истории Византийской империи в целом, так и истории Византийско–Восточной церкви в частности.