ВВЕДЕНИЕ 2 1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОЙ РОК-КУЛЬТУРЫ 6 1.1 Рок-поэзия как самостоятельный жанр 6 1.2 Фольклорная и историческая традиция в рок-поэзии 7 1.3 Названия групп как способ самовыражения. 9 1.4 Художественная целостность рок-поэзии и рок-композиция как часть музыкальной среды. 10 1.5 Русский рок и авторская песенность. 12 2.ТЕМА И МОТИВ В РОК-ПОЭЗИИ 17 2.1 Тема свободы в рок-поэзии 17 2.2 Тема любви в рок-поэзии 19 2.3 Гражданская позиция рок-героя 23 3. ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ РОК-ПОЭЗИИ 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

"Поэтика лирики протеста: русский рок конца 1980-х- 2000-х гг." (с перестроечных лет от Цоя , Башлачева до Шевчука, Гребенщикова).

курсовая работа
35 страниц
62% уникальность
2016 год
225 просмотров
Иванов Н.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2 1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОЙ РОК-КУЛЬТУРЫ 6 1.1 Рок-поэзия как самостоятельный жанр 6 1.2 Фольклорная и историческая традиция в рок-поэзии 7 1.3 Названия групп как способ самовыражения. 9 1.4 Художественная целостность рок-поэзии и рок-композиция как часть музыкальной среды. 10 1.5 Русский рок и авторская песенность. 12 2.ТЕМА И МОТИВ В РОК-ПОЭЗИИ 17 2.1 Тема свободы в рок-поэзии 17 2.2 Тема любви в рок-поэзии 19 2.3 Гражданская позиция рок-героя 23 3. ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ РОК-ПОЭЗИИ 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Читать дальше
С пушкинских времен понятия «поэт» и «гражданин» были тесно связаны друг с другом. Конечно, знаменитая фраза Евтушенко: «Поэт в России больше, чем поэт» в сегодняшнем обществе звучит несколько наигранно, но если вспомнить Пушкина, Некрасова, Пастернака, Мандельштама, Бродского, Высоцкого, то становится понятным, что творчество каждого из них стало «совестью эпохи». Молодое поколение всё чаще в одном ряду с перечисленными поэтами называет поэтов новой формации, духовно связанных с классиками, но близких по форме своего творчества к нашему времени. Это представители рок-поэзии.


Реферат по праву на заказ - позволит вам не волноваться об учебе. Мы сделаем реферат недорого и качественно в самые кратчайшие сроки!


. Для подросткового возраста характерна потребность в интенсивных физических и психологических нагрузках, поэтому современная музыка, в частности рок-музыка, способствует реализации этой потребности. Рок – это не просто музыкальное направление, это молодежная культура, средство общения молодежи и, прежде всего, музыка протеста. Появление русского рока тесно связано с протестом (в явной или скрытой форме) против официальной системы власти. Он зародился в Советском Союзе примерно в начале 1970-х годов под влиянием западной рок-музыки и по сей день существует в России. «Основным отличием русского рока от европейского является следующее: русские песни текстуальны, социальны и замкнуты на российской действительности. Но все-таки есть и сходство, которое заключается в идее протеста. В чем протест? Музыканты протестуют против тоталитаризма, против войны, неравноправия и любой несправедливости», - пишут авторы фан-сайта группы «Ляпис Трубецкой». В свое время И.С. Кон писал, что рок – это нонконформистское течение, декларирующее свое противостояние развлекательной, коммерческой музыке и вообще «сытому» образу жизни, отрицание всех и всяческих канонов. Рок как вид искусства есть вариант особого действа, соединяющего в себе музыку, театр, народное празднество. Это особая форма непосредственного контакта между исполнителями и залом. Мы полагаем, что в настоящее время рок, как и прочие виды молодежной культуры, – средство для объединения в молодежные группы, для отработки особенностей групповой идентичности. Как всякое подобное объединение группирование вокруг рока развивает ряд социальных качеств, но при этом ориентирует на конформное подчинение группе. Исполняемая рок-группами музыка, если брать ее в единстве мелодии, гармонии, ритма, тембра, динамики, вовсе не проста. Для неподготовленного человека рок-музыка невоспроизводима. Но отдельные элементы ее кажутся доступными, создавая у слушателя иллюзию, будто он сам музицирует или, во всяком случае, может все это сделать. Упрощенность, стереотипность многих музыкальных текстов напоминает фольклорную простоту. Это облегчает распространение самой рок-музыки. Особенность рок-музыки – это чудовищная, всеподавляющая сила звука. Усиление звука и в классической музыке – одно из средств достигнуть эмоционального напряжения. Благодаря мощным электроусилителям музыка воспринимается уже не только слухом – все тело выступает как бы в качестве резонатора, концентрируя через музыку все эмоциональные силы индивида. Сила рок-музыки, как показал исследуемый нами материал, к сожалению, во многом направлена на нравственное разложение молодежи, в самой программе ее, в оформлении и даже в деталях содержатся самые совершенные формы и методы для доведения слушателей до нравственного разложения и воспитания в человеке всего самого отрицательного и злобного. Достаточно привести хотя бы содержание тех песен, которые исполняются под звуки рок-музыки. В ходе моей работы русская рок-поэзия 1980-2000 годов будет изучена с учетом общего культурного бытования. При литературном анализе поэтического текста учитываются контекстные связи рок- произведений и другие обстоятельства, такие как: факты биографии, психологические и социологические типы авторов произведений. Актуальность выбранной темы заключается в следующем: именно рок-музыка отражает взгляды на острые проблемы окружающего мира, человеческие переживания, что отличает ее от других музыкальных жанров, как правило, безразличных к политике и общественной жизни. Песни же Александра Башлачева и Виктора Цоя во многом предопределили развал СССР, идейно вдохновили тех, кто «ждал перемен». Несомненно, что не все песни данных авторов содержат идеи социального, политического протеста, поэтому отбор текстов был произведен на основании этого критерия. Прежде всего интересны тексты с заложенными протестными идеями и наиболее яркими языковыми воплощениями этих идей. Считаем важным отметить в отобранных текстах общие черты, а также то, что отличает их друг от друга. Исследование феномена рок-поэзии конца ХХ столетия как литературного, музыкального и исторического явления актуально в наши дни, когда мы не находимся так далеко от того времени, чтобы начать его идеализировать и возвеличивать. В тоже время прошло достаточно времени, чтобы мы смогли судить поэтическое наследие рок-эпохи непредвзято и объективно. Некоторые продвижения в осмыслении рок-поэзии уже увенчались успехом, литературоведы выдвигают гипотезы о самодостаточности таких текстов, а в подтверждение этой гипотезы выходят тематические книги и целые сборники рок-поэзии. В качестве материалов будут использованы некоторые поэтические тексты авторов конца 20 века. В качестве исходных данных о рок-поэзии, так же по возможности будут использованы мемуары, выдержки из биографий и автобиографий, свидетельства современников и публикации в СМИ. Обозначив проблему, мы задаемся целью приблизиться к осмыслению рок-поэзии как феномена в единстве его практического, концептуального и форма-содержательного наполнения. Для достижения цели необходимо решение следующих задач: 1. Рассмотреть исторические и социальные условия возникновения и становления русской рок-культуры для раскрытия специфики рок-поэзии, а также дать характеристику предпосылкам возникновения рок-культуры, её своеобразию в общей культуре. 2. Выявить основные мотивы, идеи и посылы рок-поэзии, охарактеризовать главные темы рок-поэзии, специфику и новаторство их воплощения. 3. Провести литературный анализ произведения рок-поэзии.

Читать дальше
Русский рок – это социокультурный феномен последней трети ХХ века, возникший как альтернатива существующему идеологическому и культурному положению, наследующий готовые музыкальные формы от западной рок-музыки, но создающий отличающиеся от неё по глубине содержания и духовному посылу тексты, которые доминируют в синтетическом ряду «музыка– поэзия – сценическое искусство» и носят исповедальный, личностный характер, обусловленный, ситуацией в стране и молодым возрастом последователей. Путь целостного анализа поэтики рока должен учитывать все аспекты художественной структуры рок-поэзии – социокультурный, концептуальный и формо-содержательный – атак же их взаимодействие. Подробное исследование каждого из этих аспектов с последующим подведением итогов об общих тенденциях рок-поэзии на уровне прагматики, концепции и формо- содержательного наполнения даст возможность говорить о целостном постижении феномена отечественной рок-поэзии. Специфика рок-поэзии связана с психологическими особенностями молодого возраста рок-поэтов, предопределившими искренность выражения, а также творческий максимализм и установку на тотальное противостояние обществу и свержение устоявшихся культурных и общественных догм. Поиски собственной идентичности и стратегия самоопределения в рок-поэзии концептуально важны в связи с желанием рок-поэтов обозначить свои жизненные и творческие принципы. Разнонаправленный протест составляет основу концепции рок- поэзии и имеет несколько форм выражения: эскапизм и открытое противостояние (бунт, агрессия, вызов), эстетика безобразного или обыденного, ирония как способ выразить свое неприятие явлений действительности. Стремление определить свои духовные координаты занимает важное место в концепции рока и обусловливает обращение рок-поэтов к религиям и разным конфессиям в поисках духовного стержня и смысла жизни. Корпус рок-поэзии обнаруживает разветвленную систему тем и мотивов, среди которых наиболее важны темы поиска свободы и любви, а также творчества, нравственного выбора, смерти, освещение социальных проблем. Анализ уровня языкового выражения рок-поэзии позволяет выявить поэтическую самобытность и оригинальность текстов и свидетельствует об особом внимании к слову, народным и литературным традициям у русских рок-поэтов. Поэтический смысл многих рок -текстов удивительно богат, хотя скрыт за метафорами и олицетворениями. Судьба лирического героя тесно переплетена с судьбой поколения, более того, с судьбами мира. Рок-поэты создали запоминающийся и точный до мельчайших нюансов портрет поколения своего времени. Чтобы осознать самого себя, лирическому субъекту нужна опора: и не просто опора - точка приложения сил, а источник этих сил. Такую опору рок -поэты находят в общей идее пути, в ощущении единства, в творчестве.
Читать дальше
1. Васильева А.И. "Российская рок-музыка 1970-х – 1980-х как социокультурное явление: опыт культурологического анализа". 2. Алексеев И. С. "Рок-культура в публичном пространстве Санкт-Петербурга 1990-х годов": 3. Назарова И.Ю. Алисоманы и киноманы: опыт фольклорно-этнографического исследования // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр.4. Башлачев А. Посошок. – Л., 1990. – 80 с 5. Полный сборник текстов песен “Аквариума”и БГ. – М., 1993. 6. NAUTILUS POMPILIUS. Введение в Наутилосоведение. – М., 1997. 7. Корнеева Е.В. Система мотивов в альбоме группы «NAUTILUS POMPILIUS» «Крылья» 8. Логачева Т.Е. Русская рок-поэзия 1970-1990-х гг. в социокультурном контексте. 9.Лексина-Цыдендамбаева А.В. «Неоромантический импрессионизм» как основа художественного мира В. Цоя 10. Кушнир А.И. "Хедлайнеры", изд. "Амфора", 2007г. 11. Чернин А. "Наша музыка. Первая полная история русского рока, рассказанная им самим", изд. "Амфора", 2006г. 12. Григорян, А. С. Клубника со льдом: песни / А. Григорян ; ; Крематорий. – М. : ЭКСМО-пресс, 2002г. 13. Поэты русского рока: [антология / сост. А. Соя и др.]. – СПб. : Азбука-классика, 2004. – 444, [1] с. : ил. ; 21. – Содерж.: авт.: Анатолий Крупнов, Андрей Князев, Илья Черт, Михаил Борзыкин, Василий В. Васинъ, Алексей Горшенев. 14. СашБаш и «Алиса». Чернобыльские Бобыли на Краю Света [Звукозапись] / СашБаш и «Алиса»; исполн., лирик, комп. А. Башлачев; группа «Алиса». – СПб. : Бомба-Питер : Manchester Files, 1999. – 1 эл. опт. диск (CD-DA). – (Архив русского рок-н-ролла). – Архивная запись 15. Кормильцев, И. В. Никто из ниоткуда: [сборник] / И. Кормильцев. – М. : Открытый Мир, 2006. 16. Цой, В. Р. Звезда по имени Солнце: стихи, песни, воспоминания / В. Цой ; [сост. А. Корин]. – М. : ЭКСМО, 2007 17. Давыдов Д.М. Русская рок-культура и концептуализм. 18. Нугманова Г.Ш. Фольклорные образы-символы в творчестве А. Башлачева. 19. И. Смирнов "Время колокольчиков" изд. "ИНТО" 1994. 20. А. Чернин "Другая история", изд. "Амфора", 2007. 21. В.А. Посиделов "Магия рок-музыки" изд. "Феникс", 2001.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Детское телевидение в России. (Программа «Спокойной ночи, малыши!»)
Количество страниц:
30
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image