ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ В АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА В ШКОЛЕ 5
1.1. Адаптация ребенка к школьному обучению 5
1.2. Влияние семьи в адаптации первоклассника в школе, технология работы с семьей 10
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА В ШКОЛЕ 18
2.1. Методика исследования технологии работы с семьей в адаптации первоклассника в школе 18
2.2. Анализ результатов исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
Читать дальше
Влияние семьи на ребенка – это очень важный фактор. То, что ребенок с раннего возраста возьмет от семьи, в которой вырос, он будет на подсознательном уровне помнить и хранить в своей памяти в течение всей жизни. Значимость семьи заключается в том, что именно дома формируется мировоззрение и отношение к миру, образ жизни, привычки и социальное существование ребенка.
С раннего детства из семьи ребенок усваивает образцы поведения, установки, ценности, знания и навыки, с которыми позже приходит в общество.
Родительская любовь и забота, добрый и сильный папа, мудрая и ласковая мама, теплый и уютный дом, где всегда понимают, любят и ждут. Не об этом ли мечтает большинство и взрослых и детей. Настало время говорить о проблемах семьи открыто, потому что полноценная, здоровая семья – это здоровое общество.
Не вызывает сомнения тот факт, что в последние годы семьей утеряны многие ценности семейной педагогики и она не всегда готова взять на себя всю ответственность за воспитание детей. С одной стороны, это объясняется социальными катаклизмами и экономическими трудностями, с другой – безусловно, нежеланием родителей активно заниматься воспитанием детей, уделять им внимание и относиться серьезно к их маленькой, но очень важной жизни.
Технология социальной работы - это иной, интегративный тип технологий, в котором органично соединены компоненты рационального и эмоционального, духовного и материального, действительного и возможного, исполнительского и творческого. Проблема качественной подготовки детей к школе была актуальной всегда. И в наше время, когда в системе школьного обучения постоянно происходят преобразования, меняется содержание, увеличиваются требования к учащимся, она не потеряла своей значимости.
Особое значение на современном этапе развития начальной школы приобретает такое направление деятельности педагога как взаимодействие с родителями учащихся. В основе подобного конструктивного сотрудничества реализуются ключевые принципы образовательной политики РФ- гуманизация образования, его демократизация, общедоступность, право личности на свободное развитие, приоритет общечеловеческих ценностей. Учебная деятельность должна увлекать, приносить радость. Важно с раннего детства воспитывать у детей познавательные интересы, так как именно они являются важными мотивами деятельности человека.
Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для создания оптимального раскрытия и реализации возможностей детей в период адаптации с учетом индивидуальности каждого ребенка, от чего в значительной мере зависят потребностно-мотивационная сферы и основные качества личности ребенка.
В данной работе постарались обосновать технологию работы с семьей в адаптации первоклассника в школе. Решили поставленные задачи: 1.Провели анализ литературы по вопросу теоретическое исследование технологии работы социального педагога с семьей в адаптации первоклассника в школе.2. Выявили и проанализировали особенности адаптации ребенка к школьному обучению. 3. Оценили влияние семьи в адаптации первоклассника в школе, технология работы с семьей. 4. Провели эмпирическое исследование технологии работы с семьей в адаптации первоклассника в школе. 5. Сделали анализ результатов исследования.
В процессе написания работы подтвердили гипотезу: правильно построенное взаимодействие школы и семьи является важным фактором адаптации ребенка к школьному обучению, что всестороннее изучение данной проблемы дало возможность обобщить эмпирическое исследование технологии работы с семьей в адаптации первоклассника в школе.
Читать дальше
Нормативно - правовые документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273«Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 №1155.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
4. Приказ МО РФ от 2403.2010 №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
5. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
6. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
7. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
8. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2001 №163-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы».
Научно-методическая литература
9. Алексеева Л.С. Феномен социального исключения семей с детьми в контексте российской действительности // Отечественный журнал социальной работы. -2011,- № 2. - 120 С.
10. Безруких М.М. Портрет будущего первоклассника. //Дошкольная педагогика. 2013. №2. 68с.
12. Гуров В.Н., Романенко Т.П., Сидорова Н.А. Предшкольная подготовка детей старшего дошкольного возраста в лицее: вызовы нового времени / Инновации в образовании. – 2012. - № 3. – 56с.
13. Гаранина Е.Ю. Семьеведение : учеб. пособие / Е.Ю. Гаранина, Н.А. Коноплева, С.Ф. Карабанова. - М., 2011. 300с.
14. Дюльдина Ж. Семейные ценности и традиции как основа основ российского общества и государства // Власть. - 2013. - № 11. – 130.c, (особенности и типы семьи)
15. Елисеева И.В., Головнева Е.В. особенности взаимодействия семьи и школы в воспитании детей младшего школьного возраста VI Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум»2014 года 32с.
16. Епифанова С. Д. Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ [Текст] / С. Д. Епифанова // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. —560с.
17. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 2011.120c.
18. Казакина М. Г. Школьная жизнь в России и в Америке: воспитание человечности. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2013.с.15-16
19. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. /сост. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М., 2012.
21. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. - М.: Педагогическое общество России, 2012. – 244c.
22. Олифиренко, Л.Я., Шульга, Т.И., Дементьева, И.Ф. В помощь социальным педагогам образовательных учреждений / // Технологии работы с детьми, подростками и неблагополучными семьями: В 2 ч.: Часть 2. – М.: ИПК и ПРНО МО, 2013. – 516 с.
23. Семья: психология, педагогика, социальная работа /под ред. А.А. Реана. - М.: АСТ, 2014. Гд, 11: Семья как фактор деструктивного развития личности, - С. 397-406.
25. Холодова В.А., Материалы ежегодной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых факультета психологии и социальной работы Тверь 2013.12с.
26. ХромченкоМ.В. Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы межрегиональной научно-практической конференции/ под ред. С.В. Тарасова. – СПб.: ЛОИРО.- 2012. - 122с.
27. Целуйко В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В.М. Целуйко. - 2-е изд. - Мозырь: Содействие, 2009. - 224 с. (семейное неблагополучие, скрытое семейное неблагополучие, взаимоотношение родителей и детей в «пограничных» семьях)
28. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Социальная педагогика" - М.: Академия, 2011.70c..
29. Организационная и социально - педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении: Методические рекомендации. - М., 2014.400c.
Читать дальше