Введение………………………………………………………………..…3
Глава 1. Творчество Чарльза Диккенса в контексте английской литературы 19 столетия ………………………………………………………...4
1.1. Культурно-историческая обстановка в Англии 19 столетия……...4
1.2. Жизненный и творческий путь Чарлза Диккенса……...…………..6
Глава 2. Город, незащищенное детство и семья в романе Чарльза Диккенса «Оливер Твист»……………………………………………………....8
2.1. Город, как воплощение буржуазной цивилизации в романе «Оливер Твист» ……………………………………………………………………………8
2.2. Мотив незащищенного детства в романе Чарлза Диккенса «Оливер Твист»……………………………………………………………………………15
2.3. Поэтика семейного романа Чарлза Диккенса……………………...23
Заключение………………………………………………………..………26
Библиография……………………………………………………………..27
Читать дальше
В разноплановом по материалу романе связующим звеном становится образ Оливера, и в этом образе ярче всего проявляется мелодраматический характер искусства раннего Диккенса, сентиментальность, столь свойственная викторианской литературе в целом. Это мелодрама в хорошем смысле слова: автор оперирует укрупненными ситуациями и общечеловеческими чувствами, которые очень предсказуемо воспринимаются читателем. В самом деле, как не проникнуться сочувствием к мальчику, не знавшему родителей, подвергнутому самым жестоким испытаниям; как не проникнуться отвращением к злодеям, равнодушным к страданиям ребенка либо толкающим его на путь порока; как не сопереживать усилиям добрых леди и джентльменов, вырвавших Оливера из рук чудовищной шайки. Предсказуемость в развитии сюжета, заданность морального урока, непременная победа добра над злом — характерные черты викторианского романа.
Проанализировав повествовательную модель произведения Ч. Диккенса как романа-аллегории, можно сделать вывод о том, что в данном романе наблюдается репрезентация иносказания о Боге и Дьяволе, представленного в своеобразном паломничестве архетипического ребенка Оливера в нижнем мире, князем которого выступает сам Дьявол в образе Фейджина. На самом деле Оливера можно сравнить и с другими архетипами, ассоциируемыми с фигурой Христа. Эти архетипы включают и Орфея, непонятого и разорванного на части из-за его красивого пения; и месопотамских богов плодородия, которые часто исчезали в подземном мире, чтобы возродиться после испытаний; и Христа как носителя любви и знания, а также возрождения. В романе также представлена христианская схема «Сын-Спаситель - Дьявол-Антихрист». Фигура ребенка всегда включает надежду, перемену и возрождение в Викторианской литературе.
Читать дальше
1. Bayley J. Oliver Twist: "Things as they Really are". Oliver Twist: Charles Dickens, Queens College and Graduate Centre, 1993.
2. Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста. - М.: ХудЛит, 1958.
3. Кэмпбелл Дж. Герой с тысячью лицами / пер. с англ. - СПб.: София, Уп., 1997. - 336 с.
4. Larson J. Dickens and the Broken Scripture. University of Georgia Press, 1985.
5. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. - М., Киев: Рефл-бук, Ваклер, 1998. - 462 с.
6. SlaterM. On Reading Oliver Twist. Oliver Twist: Charles Dickens, Queens College and Graduate Centre, 1993.
7. Frye N. Anatomy of criticism. Four essays. Princeton university press, Discourse, 1973. - 400 p.
8. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. - Киев, 1996.
9. Charles Dickens. Oliver Twist / Charles Dickens. — London.: Wordsworth Classics, 2013. — 375 с.
10. David Paroissien. The Companion to Oliver Twist / David Paroissien. — London.: Edinburgh UP, 1992.
11. The Oxford Advanced Leatner's Dictionary / Joanna Turnbull. — London.: Oxford UP, 2010 — 1976 c.
12. Kathleen Tilotson. Oliver Twist / Kathleen Tilotson. — London.: Claredon Press, 1966.
13. Ella Westland. Introduction and Notes to Oliver Twist / Ella Westland. — Exeter.: University of Exeter, 2000.
Читать дальше