Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект изучения ценностных ориентаций и акцентуаций характера личности подростка 5
1.1 Понятия ценности и ценностных ориентаций 5
1.2 Особенности подростков и их ценности 10
1.3 Особенности акцентуаций характера личности 14
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и акцентуаций характера личности подростка 18
2.1 Методы и организация исследований 18
Организация исследований. 24
2.2 Анализ результатов исследований 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 34
Читать дальше
Подростковая психология часто называется самой противоречивой, бунтующей, непостоянной. И не без повода, поскольку в этот период человек уже выходит из детства, но еще и не становится взрослым. Он заглядывает в свой внутренний мир, узнает много нового о себе, развивает критическое мышление, не хочет слушать никого, его сущность бунтует, почти также происходит у подростков с ранним детским аутизмом. В школе, возрастные особенности подростков проявляются в появлении новых интересов в собственном развитии и качественно новых требований к преподаваемым дисциплинам. У подростков имеются отличительные ценностные ориентации, а также акцентуации характера личности подростка.
В работе были рассмотрены следующие вопросы: понятия ценности и ценностных ориентаций; особенности подростков и их ценности; особенности акцентуаций характера личности; исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и акцентуаций характера личности подростка и др.
В заключении можно сделать следующие выводы:
- система ценностей человека представляет собой предметы и нематериальные блага, которые имеют для индивида особую важность и значимости;
- противоречивость поведения подростка приводит к тому, что появляются такие черты характера, как целеустремленность и в то же время безынициативность, агрессия и апатия, экзальтация и замкнутость
- у подростков имеются следующие значимые ценности: достижения, подросток уже чего-то хочет достичь либо в обучении, либо в общении это для них становится очень важно, также ценность значимая это самостоятельность;
- акцентуация личности – это гипертрофированное развитие одних черт характера на фоне других, что приводит к нарушению взаимоотношений с окружающими;
- для изучения взаимосвязи ценностных ориентаций и акцентуаций характера личности подростка выбрали следующие методы: методика "Ценностные ориентации" М. Рокича; характерологический опросник К. Леонгарда;
-по результатам исследований получилось, что наиболее значимые терминальные ценности - «интересная работа» (4,42), «счастливая семейная жизнь» (4,35), «наличие хороших и верных друзей» (4,22), «здоровье» (4,14);
- по резкультатам исследований получили, что преобладает циклотимная акцентуация характера (22 учащихся), что составляет 73,3%, а втором месте - гипертимная акцентуация (21 учащийся), что составляет 70%;
- результаты ранговой корреляции Спирменасвидетельствуют о том, что статистически значимая взаимосвязь прослеживается между следующими критериями.
В заключении отметим, что поставленные цели и задачи в работе были достигнуты и гипотеза подтверждена.
Читать дальше
1. Авдулова, Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова; Под ред. Т.Д. Марцинковская. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 336 c.
2. Бадиев И. В. Типология акцентуаций характера у подростков.//Вестник Бурятского государственного университета.- № 5.- 2015.- С. 60-66
3. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c.
4. Доронина Н.Н., Король А.И. Исследование нравственных качеств молодежи.// Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. -2015. - № 6(203).- С.187-193
5. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 640 c.
6. Коваль В.В., Радионова И. Ю. Подростки «группы риска»: особенности ценностных ориентаций.// Мир науки, культуры, образования.- № 6 (43).- 2013.- С. 210-211
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- Смысл, Академия, 2011 - 87с.
8. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 2009 -79 с.
9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков .- Питер, 2008.- С. 26.
10. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. - 182 c.
11. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 c.
12. Методика "Ценностные ориентации" М. Рокича.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://psycabi.net/testy/320
13. Москаленко И. В. Актуализация смыслов нравственных ценностей в процессе их формирования у младших подростков.// Педагогическое образование в России.- № 2.- 2013.- С. 207-214
14. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 739 c.
15. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2013. - 304 c.
16. Савченко С. Ф. Ценности как основа профилактики аддиктивного поведения подростков.// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.- № 19 / том 2.- 2011.- С. 125-130
17. Характерологический опросник К. Леонгарда.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://azps.ru/tests/tests_leongard_88.html
18. Хахина Н.В. Семейные ценности, как фактор воспитания подростка.// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. .-№ 4 / том 19.- 2013.- С. 120-124
19. Цветкова И. В., Горбачева Н. Б. Формирование гражданских ценностей в процессе общения подростков с родителями.// Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева.- № 4.- 2010.- С. 1-6
20. Чурекова Т. М., Москаленко И. В. Обусловленность формирования нравственных ценностей особенностями развития младшего подростка в современном социуме.// Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств.- № 17-2.- 2011.- С. 125-135
21. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 c.
Приложения
Приложение 1
Практический расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена включает следующие этапы:
1) Сопоставить каждому из признаков их порядковый номер (ранг) по возрастанию (или убыванию).
2) Определить разности рангов каждой пары сопоставляемых значений.
3) Возвести в квадрат каждую разность, и суммировать полученные результаты.
4) Вычислить коэффициент корреляции рангов по формуле:
[-- Image: Рисунок 5 --](1)
где [-- Image: Рисунок 4 --] - сумма квадратов разностей рангов,
а [-- Image: Рисунок 3 --] - число парных наблюдений.
При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту связи между признаками, считая значения коэффициента равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи; значения более 0,4, но менее 0,7 - показателями умеренной тесноты связи, а значения 0,7 и более - показателями высокой тесноты связи.
Мощность коэффициента ранговой корреляции Спирмена несколько уступает мощности параметрического коэффициента корреляции.
Приложение 2
[-- Image: Диаграмма 2 --]
Рис. 1 Результаты по характерологическому опроснику К. Леонгарда
Читать дальше