Таким образом, в ходе написания данной работы мы выяснили, что участники коммуникативного процесса являются субъектами и объектами коммуникации, участвующими в коммуникативном процессе на индивидуальном, межличностном, групповом (внутригрупповой) и межсистемных (межорганизационный) уровне коммуникации. Коммуникативное пространство - совокупность коммуникативных и информационно-коммуникационных взаимодействий субъектов коммуникации, объединенных общей территорией, профессиональными знаниями и статусно ролевыми правилам, определяющим их коммуникативное поведение. Коммуникативное пространство является сложным образованием с определенной системой связей, его можно считать наделенным соответствующими системными свойствами: целостностью, структурностью (он структурируется коммуникативными процессами), местом каждого компонента в системе коммуникативного процесса. Коммуникативное пространство местного самоуправления также может быть определен как часть (подпространство) социокультурного пространства общества. Сообщение - определенным образом кодированная информация, которая через канал коммуникации доставляется до конечного получателя (линейная коммуникация) или посредника (двухступенчатая коммуникация). Коммуникатор (источник коммуникации) - создатель (автор) или воспроизводитель (Ретранслятор) сообщения, субъект, от которого направляется коммуникация. Коммуникатором может выступать как отдельный член территориальной общины, так и группа граждан (Институализирована или нет). Коммуникант (аудитория коммуникации) – получатель сообщение, субъект, на которого направлена коммуникация. Коммуникантом может выступать как отдельный член территориальной общины, так и определенная (административная, социальная, политическая, этническая, экономическая и т.д.) группа (аудитория). Канал коммуникации - комплекс природных, технических и инструментальных средств и соответствующих им способов передачи сообщение между субъектами коммуникации в коммуникативном процессе с предыдущим кодированием и последующим декодированием (или без такового). Поле эффективной комуникации - условная площадка, образуется пересечением поля устойчивой передачи сообщения и поля устойчивого приема сообщения при малейших препятствиях, связанных с декодированием и восприятием смысла сообщения. Стоит отметить, что представленная модель, несмотря на использование в ней известных элементов коммуникативного процесса в местном самоуправлении, не учитывает того, что местное самоуправления является сложной социальной системой, с присущими ей своеобразными процессами взаимодействия между структурными элементами. В такой сложной социальной системе, которой является местное самоуправления, теоретические модели коммуникации помогут нам выяснить виды, направленность, субъект и объект коммуникативного воздействия, структуру и особенности формирования коммуникативного пространства, сущность коммуникативного потенциала и условия применения коммуникативных стратегий. В процессе исследования теоретических и прагматических аспектов коммуникативного процесса в местном самоуправлении, крупнейшего значение приобретают междисциплинарные направления, которые нашли свое отображение в интегративных научных дисциплинах (Психолингвистика, социопсихологии, социолингвистика, социокомуникация и др.) и прикладных дисциплинах (социальная работа, муниципальное управление, политические технологии, психология массовых коммуникаций, стратегическое планирование развития территории тому подобное). Практический (Прагматический) аспект коммуникации, который больше всего интересует исследователей государственного управления и местного самоуправления, учитывая эти «средства воздействия» и сам «механизм влияния »коммуникации, определяет доминирование коммуникативного аспекта коммуникации по отношению к информационно-содержательного аспекта.
В ходе тематического исследования автор выявил, что для улучшения ситуации относительно открытости органов государственной власти целесообразно разработать комплексную программу деятельности по направлениям:
1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения. Это направление должно предусматривать реализацию таких действий: уточнение положений законодательства о деятельности органов государственной власти в части определения информирования граждан о текущей деятельности органа государственной власти как важного задания; четкое определение характера информации, обязательной к обнародования, и способов его опубликования и предусмотрено соответствующее финансирование;
2. Формирование у государственных служащих устойчивых внутренних убеждений относительно их ответственности за информирование общественности о деятельности государственной власти и приобретения ими необходимых знаний и навыков. Важным средством этого должно стать внесение соответствующих изменений в программы подготовки и переподготовки государственных служащих.
3. Информирование населения о его правах на доступ к информации о функционирования органов государственной власти, в том числе через привлечение к этой деятельности общественных организаций, а также обоснование и разъяснение причин принятия правительственных решений;
4. Внедрение современных форм обеспечения открытости власти, таких как общественные слушания, открытые экспертные обсуждения и тому подобное;
5. Повышение правовой и политической культуры граждан РФ;
6. Применение комплекса конкретных и действенных мер по повышению технологической обеспеченности информационной открытости (создание единой системы информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти и органов местного самоуправления;
7. Создание эффективных механизмов контроля как государственного, так и гражданского, прежде всего с помощью СМИ, за обеспечением открытости органов государственной власти и местного самоуправления;
8. Формирование общественного спроса на информацию о деятельности государственной власти, интереса граждан по ее получения