Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Экологическое воспитание как одно из важнейших направлений духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся…….5
Глава 2. Роль природы в экологическом образовании и воспитании младших школьников……………………………………………………………………....12
Глава 3. Сезонные экскурсии в природу как средство формирования экологической грамотности младших школьников………………………...23
Заключение ……………………………………………………………………...37
Список литературы………………………………………………………………39
Читать дальше
Экологическое воспитание школьников младших классов является неотъемлемой частью формирования личности. В процессе воспитания непосредственное участие принимают не только родители, но и активно работают школьные учителя. Ведь уже в начальных классах начинают изучать природоведение, на уроках которого большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды. Немаловажную роль играет общение со сверстниками, чтение детской литературы и просмотр мультипликационных фильмов. Из всего перечисленного ребенок черпает информацию об окружающей среде и о взаимоотношениях человека с природой, выбирает себе идеал, которому пытается подражать.
Сезонные экскурсии в природу имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями, научатся бережному отношению к природе. Это позволяет сформировать у учащихся представление о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны.
Экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности школьника. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства.
Таким образом, основная сущность экологического воспитания младших школьников заключается в приобщение детей к природе. Результатом этого должно быть понимание о бережном отношении к животным, насекомым, птицам и растениям. Ведь природа – это необходимое условие для жизни всех людей. Полученные знания формируют ответственное отношение ко всем объектам окружающей среды. Дети осознают, что для сохранения здоровья и полноценной жизнедеятельности нужны благоприятные условия, поэтому важно сохранить природные ресурсы.
Воспитывать у младших школьников интерес и любовь к родной природе — значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств - своей Родины.
Читать дальше
1.Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. – 2010. - №1. С. 19-22
2.Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. –– М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 240 с.
3.Борейко, В. Е., Краткий курс экологической этики / В. Е. Борейко. – К.: КЭКЦ, 2004. – 72 с.
4.Герасимова Т. П. Методика организации и проведения учебных экскурсий в природу. www.area7.ru
5.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М: Педагогика, 1986г. - 240с.
6.Даль В. И. // «Толковый словарь русского языка». – М.: «Родное слово», 1997. - Стр. 341
7.Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 480с.
8.Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: содержание природоохранного образования. -М.: Педагогика, 1981.
9.Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Кудрявцева Е.М. Экологическое образование школьников. М.: Педагогика, 2010. С. 34
10.Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим. Дошкольное воспитание 2007. № 7 с. 31-34
11.Капра Ф, Организация проектной деятельности при изучении курса «Окружающий мир», как средство формирования экологической грамотности у младших школьников, www.newloiro.ru
12.Карташова Е. С. Формирование социально-экологической устойчивости личности школьника в контексте развития нормативного отношения к природной среде //Сибирский педагогический журнал. – 2011. - № 9, стр. 137-150.
13.Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учебн. заведений. А.Ю. Коджаспиров / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 176с.
14.Крупская Н. К. Пед. соч. М., 1980, т. 6.
15.Методическая рекомендация по организации и проведения учебных экскурсий в природу. www.teacherjournal.ru
16.Мухина, В.С. Младший школьник [Текст]/ В.С. Мухина.– М.: Новая школа, 2009.
17.Симонова Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе. М., 1978. 49с.
18.Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Метод. пособ. для учит.- М.: Новая школа, 1994.
19.Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч. М., 1979, т. 1.
20.Ушинский К. Д. Собр. соч. М., 1948, т. 3.
21.Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 176 с.
22.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
23.Флерина Е. А. Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу. www.xreferat.ru
24.Экскурсии в природу. http://sci-book.com/ekologicheskoe-obrazovanie/lichnostno-orientirovannyiy-podhod-obucheniyu-27725.html.
25.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1989. Стр.8
26.Ягодовский К.П. К материалам по методике экскурсий. // Естествознание в школе, 1912. – №1. – С. 129
27.Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. М.,1999. 345 с.
Читать дальше