Изучение теоретической базы по данной тематике позволило определить сущность планирования, как чрезвычайно важного и субъективного процесса формирования плановых задач с учетом текущего состояния предприятия, отрасли и рынка в целом. Кроме этого были определены наиболее важные преимущества, которые компания приобретает при введении структурированной системы планирования: эффективное распределение ограниченных ресурсов, стимулирование персонала, снижение рисков. Более того на основании теоретической составляющей были выделены основные виды и методы планирования на предприятии, обозначена ее роль и значимость как в пределах, так и за пределами предприятия, а также приведен порядок разработки эффективного планирования.
В настоящее время крупное предприятие (компания, фирма, корпорация) – это, как правило, сложная производственно – технологическая, финансовая, социально-экономическая система, чаще всего трех-, или четырехуровневая, имеющая в своем составе на высшем уровне головной офис, в среднем – одну или несколько групп отделений, или предприятий, объединенных по какому-либо признаку. Очевидно, что вся деятельность этих структурных подразделений и уровней управления направлена на достижение конечных результатов – рост прибыли предприятия и его капитализации, повышение курса акций, конкурентоспособности и минимизация затрат.
Научно-методический анализопыта ведущих зарубежных компаний (прежде всего, американских, японских и западноевропейских) показал, что в их практике внутрифирменное финансовое планирование является общепринятым, обязательным и необходимым элементом организации управления бизнесом [14, с. 49].
Как известно, планирование – это сложный процесс формирования целей предприятия, которые предполагают определение путей их наиболее эффективного достижения. Одно из центральных мест в содержании функции планирования на предприятии занимает финансовое планирование, определяющее, по существу, все остальные направления этой деятельности на предприятии. Под финансовым планированием понимается процесс формирования системы планов по различным составляющим финансовой деятельности, которые обеспечивают возможность реализации финансовой стратегии предприятия в предстоящих периодах в рамках выбранных предприятием целей стратегического управления и его миссии. Финансовое планирование затрагивает важнейшие стороны производственной, финансовой и хозяйственной деятельности компании, позволяет осуществлять необходимый контроль за эффективным распределением материальных средств, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивает возможность достижения устойчивого финансового состояния предприятия.
Таким образом, исходя из вышеописанных целей, внутрифирменное планирование – это взаимосвязанная, многоплановая и подчиняющаяся определенным закономерностям и принципам организационно-технологическая и финансово-экономическая работа, которая состоит из совокупности взаимосвязанных этапов, и нацеленная на достижение поставленных руководством финансовых целей. Она включает в себя, в частности: проведение анализа финансового состояния и выявление недостатков и проблем; прогнозирование возможных финансовых условий; конкретизация финансовых задач; выбор наилучшего варианта; формирование финансового плана; корректировка и уточнение финансового плана; осуществление финансового плана: анализ результатов и контроль выполнения плана, анализ новой ситуации.