Введение……………………………………………………………………..3
Понятие социальной реальности………………………………………..4
Отличие научного знания от обыденного……………………………...6
Особенности методологии научного познания……………………….11
Заключение………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………15
Читать дальше
К понятию социальной реальности существует множество подходов.
Социальная реальность понимается в следующим образом:
• как реальность достаточно организованная, структурированная и упорядоченная,
• как реальность динамичная,
• как стратифицированная реальность,
• как коммуникативная реальность,
• как институализированная реальность.
Социальная реальность представляет собой особый вид реальности, в которую включаются люди во всем многообразии взаимоотношений между ними.
Для измерения процессов социальной реальности необходимы конкретные научные методы исследования. Изначально существовало обыденное знание. В процессе развития стали выделяться определенные параметры, которые могли действительно измерять определенные процессы, происходящие в обществе, так и появилось научное знание.
Обыденное знание отличается от научного по ряду параметров:
1. Имеет характер имплицитного знания.
2. Обладает большей конкретностью, меньшей обобщенностью и направлено на решение прагматических задач.
3. Не имеет опоры на формализованные процедуры.
4. Не имеет четкой структуры или дисциплинарного строения.
5. Использует другие носители, способы хранения и передачи информации по сравнению с научным.
Обыденное знание представляет собой совокупность знаний, которые не отвечают стандартам научности. Они закрепляются благодаря обрядам, традициям, правилам и нормам поведения, афоризмам и т.д. В обыденном знании не имеются альтернативы, оно основывается на традициях.
У каждой научной дисциплины существуют свой предмет и метод исследования, методический и понятийный аппарат, которые соответствуют определен¬ным объяснительным принципам. Понятийный аппарат науки вырабатывается в процессе систематического построения научного знания.
В научном знании используется язык научной терминологии. В ненаучном знании язык формируется стихийно, он является нечетким, используются понятия самого разного происхождения, что приводит к эклектичности знания. В обыденном языке используются концепции, которые отвергаются научным знанием.
Таким образом, обыденное знание не соответствует требованиям, ценностям, нормам построения научного знания и не может быть включено в состав социологии как научной дисциплины. Методология, методы и методики исследований взаимосвязаны между собой и взаимно дополняют друг друга, что принципиально отличает научное знание от ненаучного.
Читать дальше
1. Бердюгина О.Г. Социология: учебник для бакалавров: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по несоциологическим специальностям / [Бердюгина О. Г. и др.]; отв. ред. В. А. Глазырин; Уральская гос. юридическая акад. Москва: Юрайт, 2012.
2. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов вузов; Под ред. В.И. Добренькова.2-е издание. – М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс, 2014.
3. Волков Б.С. Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования / Науч. редактор Б.С. Волков: Учебное пособие для вузов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир». 2005.— 352 с.
4. Основные характеристики социальной реальности и принципы её анализа - Э.О. Леонтьева. Социальная философия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kultu-rolog.ru/library/socziologiya/eo-leonteva-soczialnaya-filosofiya/2/3/
5. Психологические знания и их типы [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://intropsy.ru/Content/Ch1
Читать дальше