Одной из составляющих налоговых доходов бюджета являются денежные средства, поступающие от производства и реализации подакцизных товаров.
Акциз – это разновидность косвенного налога, который взымается с налогоплательщика, занимающегося производством или реализацией определенного рода продукции. Как и любой другой косвенный налог, он взымается в процессе потребления подакцизных товаров, а покупатель может даже не догадываться, из-за чего подорожали, например, табачные изделия. Но давайте не будем углубляться в теорию налогообложения и рассмотрим, что такое акциз, на практике.
Для начала следует отметить, что в отличие от НДС акциз устанавливается только на отдельные категории продукции: товары массового спроса (бензин); предметы роскоши и брендовые вещи; товары, которые причиняют вред здоровью людей (табачная продукция, крепкие алкогольные напитки). Но что такое акциз и какова его роль в экономике? Ответ прост: акциз необходим для того, чтобы искусственно поднять цену на определенную категорию товаров и сократить на нее спрос. Им не могут облагаться предметы первой необходимости, а также другая продукция, которая является социально значимой для большей части населения страны.
Акцизы – это исторически первая форма косвенных налогов, появление которой было связано с ростом расходов государства. Их преимущество заключается в том, что их очень просто взымать, ведь они уплачиваются уже на производственном этапе. Теперь, когда мы ответили на вопрос о том, что такое акциз, давайте рассмотрим историю данного конкретного вида налогов в мире и в России. Акцизный сбор в сегодняшнем его значении был известен еще римлянам, однако, широкое распространение он получил только в 11-12 веке. В Голландии, например, он взымался с товаров, которые были предназначены для потребления неприятелями, т.е. испанцами, с которыми Голландия находилась в состоянии войны. Следует отметить, что впервые на Руси он стал использоваться в 10-11 веке. В это время подакцизными товарами были объявлены исключительно спиртные напитки. В 1817 году был принят Устав о питейном сборе, который законодательно установил объем водки и пива, подлежащий налогообложению. Уже в 1838 году подакцизным товаром стал и табак, а в 1848 году – спички. К началу 20 века поступления акцизов обеспечивали половину доходной части бюджета страны, ведь в тот период ими облагались даже товары первой необходимости (сахар, соль, спички, чай и т.д.).
Современный взгляд на акцизы изложен в Налоговом кодексе РФ. Согласно ему, налогоплательщиками являются не только предприниматели, производящие или реализующие подакцизные товары, но и перемещающие их через таможенную границу страны. Налоговая база определяется отдельно по каждой категории товаров, а налоговый период – один месяц. Как уже было сказано выше, социально значимые товары не могут облагаться данным налогом, ведь это может существенно увеличить их цену.
Согласно действующему законодательству, акцизный сбор требуется уплачивать только в случае осуществления операций с определенным списком номенклатурных изделий. В такой перечень включается спиртосодержащая продукция, натуральный спирт и алкогольные напитки, сигареты и пиво, автомобильный и прямогонный бензин, моторное масло и дизельное топливо, а также автомобили. Причем некоторые разновидности подакцизной продукции в случае соблюдения определенных ограничений могут освобождаться от обязательного налогообложения. Это относящиеся к группе медикаментов спиртосодержащие средства, разлитые в небольшие емкости препараты ветеринарного назначения, в состав которых входит спирт, парфюмерная продукция и некоторые виды отходов.
В налоговом кодексе РФ есть порядок исчисления акцизов, а ставки для расчета налогов подразделяются на комбинированные, дифференцированные и твердые. При этом акцизный налог может исчисляться по-разному для каждой из номенклатурных групп подакцизных товаров. К примеру, дифференциальная ставка устанавливается при операциях с бензином, и при реализации высококачественного топлива продавцу придется уплатить меньшую сумму сбора. Твердые ставки, в свою очередь, подлежат индексации в соответствии с планируемым индексом изменения потребительских цен. А табачные изделия и алкогольную продукцию необходимо маркировать при помощи предназначенных для этого федеральных или акцизных марок, наличие которых на реализуемых товарах подтверждает легальность их производства, либо ввоза на территорию РФ. Алкогольные напитки нужно маркировать для того, чтобы контролировать уплату налога в бюджет, а также следить за легальностью их производства и защищать граждан от приобретения контрафактной продукции. Федеральные марки применяются для маркировки продукции, выпускаемой отечественными предприятиями, и выдаются они в специальных государственных учреждениях, уполномоченных правительством РФ.
В отличие от них, акцизные марки требуются для контроля за реализацией алкогольных напитков, ввозимых из-за рубежа, и они приобретаются импортерами непосредственно в таможенных органах в момент оформления разрешающей документации.