Введение 2
Глава 1. Характеристика составляющих социально-педагогической диагностики 5
1.1 Понятие диагностики и ее виды в работе школьного социального педагога 5
1.2 Методы исследования в работе школьного социального педагога 10
Выводы по 1 главе 12
Глава 2. Система методик для социально-педагогической диагностики в работе школьного социального педагога 13
2.1 Методики для определения агрессивности и конфликтности 13
2.2 Методики для диагностики готовности к школе 15
Выводы по 2 главе 26
Заключение 27
Список литературы 28
Читать дальше
Таким образом, диагностика представляет собой оценочную процедуру, которая направлена на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. В работе социального педагога используется несколько видов методик, среди них медицинская, психологическая, педагогическая и социальная. Методы исследования, которые применяет школьный социальный педагог в своей работе включают наблюдение, беседу, анкетирование, метод столкновения взглядов, позиций, метод ранжирования. Каждое исследование имеет несколько этапов: определение цели и задач, подбор критериев, методик, подготовку инструментария, исследование и обработку данных.
Одним из главных видов деятельности психолога выступает его практическая деятельность как диагноста. И как всякая работа, работа психодиагноста требует, прежде всего, знания психодиагностических методов. Приступая к решению какой-либо психодиагностической задачи, психолог должен хорошо себе представлять содержание и назначение этих методов, понимать критерии их надежности и теоретическое обоснование.
Психодиагностические методики позволяет собирать необходимую информацию в относительно короткие сроки, предоставляют возможность получить информацию о неосознаваемых глубинных психических явлениях, эти методики предоставляют весьма конкретную информацию (об индивидуальных особенностях человека – тревожности, интеллекте, личностных чертах, а не о человеке вообще). Получаемая информация имеет вид, который позволяет осуществить количественное и качественное сравнение данного человека с другими
Социальный педагог должен своевременно определить проблему, выявить причины, которые ее порождают, он призван обеспечить превентивную профилактику различного рода и, таким образом, оптимизировать социальное пространство школы и оздоровить окружающую микросреду.
В систему методик диагностической работы школьного социального педагога входит большое их число. Одни из них позволяют выявить уровень агрессивности, тревожности, другие – склонность к девиантному поведению, третьи – позволяют провести диагностику готовности к школе. В целом все обилие методик позволяют школьному социальному психологу составить полную картину об учащихся и в случае необходимости провести коррекционную работу.
Читать дальше
1. Быстрицкая Е.В., Ядрышников К.С. Методический инструментарий инновационных технологий в образовании (на примере кейс-метода) // Вестник Мининского университета. – 2015. – №1. – 122 с.
2. Галагузова М.А. Социальная педагогика. – М.. 2003. – 254 с.
3. Галагузова М.А., Мардахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога. – М. 2012. – 213 с.
4. Калинкина Т.М. Педагогические технологии в образовательном процессе // Мат-лы 77-й междунар. научно-техн. rонф. «Приоритеты развития и подготовка кадров». Секция «Развитие образовательного процесса на основе современной системы интерактивного обучения в условиях модернизации образования». –2012. – с. 19-21.
5. Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ: Учеб. пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 211 с.
6. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.:Гардарики, 2006. – 212 с.
7. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб. 2002. С.142-146.
8. Мудрик А.В. Социальная педагогика – М.: Издательский центр – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
9. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: Каро, 2002.
10. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога: М.: Владос, 2007.
11. Новиков А.М. – Методология учебной деятельности – М.: Издательство «Эгвес», 2005.
12. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога – М.:ТЦ. Сфера, 2005.
13. Олейник, О.В. Общая социология: учеб. Пособие / О.В. Олейник. – Рязань: Речь, 2004.– 601с.
14. Русакова Г.Н. Современные педагогические технологии // Современные педагогические технологии. Сб. мат-ов. – Екатеринбург, 2014. – 60 с.
15. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Уч. Пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
16. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.
17. Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс. М.: Владос, 2011. 368 с.
18. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.
19. Шакурова М.В. – Методика и технология работы социального педагога
20. Шахова И. П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология». - М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998. - 1744с.
Читать дальше