Оглавление Введение 2 1. Эмоциональные трудности старшеклассников как участников образовательного процесса 8 1.1. Психологические особенности подросткового возраста 8 1.2. Переживание стрессовых ситуаций в подростковом возрасте 16 1.3. Основные направления изучения экзаменационного стресса старшеклассников в процессе подготовки к государственной итоговой аттестации 26 Вывод по главе 1 30 2. Психопрофилактика экзаменационного стресса старшеклассников 33 2.1 Влияние психопрофилактики на нейтрализацию экзаменационного стресса старшеклассников в процессе подготовки к государственной итоговой аттестации 33 2.2 Пути, способы и условия психопрофилактики экзаменационного стресса старшеклассников 35 2.3. Рекомендации по эффективной психопрофилактике экзаменационного стресса старшеклассников в процессе подготовки к государственной итоговой аттестации 37 Вывод по главе 2 45 Заключение 47 Список литературы 50

Психопрофилактика экзаменационного стресса старшеклассников в процессе подготовки к ГИА.

курсовая работа
50 страниц
79% уникальность
2017 год
46 просмотров
Беляева К.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Оглавление Введение 2 1. Эмоциональные трудности старшеклассников как участников образовательного процесса 8 1.1. Психологические особенности подросткового возраста 8 1.2. Переживание стрессовых ситуаций в подростковом возрасте 16 1.3. Основные направления изучения экзаменационного стресса старшеклассников в процессе подготовки к государственной итоговой аттестации 26 Вывод по главе 1 30 2. Психопрофилактика экзаменационного стресса старшеклассников 33 2.1 Влияние психопрофилактики на нейтрализацию экзаменационного стресса старшеклассников в процессе подготовки к государственной итоговой аттестации 33 2.2 Пути, способы и условия психопрофилактики экзаменационного стресса старшеклассников 35 2.3. Рекомендации по эффективной психопрофилактике экзаменационного стресса старшеклассников в процессе подготовки к государственной итоговой аттестации 37 Вывод по главе 2 45 Заключение 47 Список литературы 50
Читать дальше
Об эмоциональной составляющей человеческой психики писали еще великие философы и ученые древности. Так, известный диалог Платона «Федр» знаменит своим образом «колесницы души». В этом диалоге философ рисует следующую картину души. Душа, утверждает Платон, похожа на соединенную силу упряжки, в которую впряжена пара крылатых коней, и ее возницы. Есть тот, кто правит упряжкой, а есть его кони, и они очень различны. Если один прекрасен и благороден, то другой — нечто совершенно противоположное. Правление получается делом трудным и тяжелым. В данной аллегории возничий – это разум, волевая часть души представляет собой доброго коня, а плохой конь — это страстная, то есть эмоциональная часть души. Для описания эмоций Платон использует и другую аллегорию. Он говорит, что разум — это пастух, который пасет стадо.


Какова цена написания диплома на Work5 посчитайте на сайте.


. Волевая часть души — это собаки, которые помогают пастуху управлять стадом. Эмоциональная часть души - это стадо. Единственная добродетель стада — послушание, подчинение пастуху и собакам. Итак, эмоциональное начало, которое вызывает бесчисленные вожделения у людей, Платон описывает следующими словами: свойство, которое заставляет человека влюбляться, испытывать чувство голода и жажды и другие желания. По мнению философа, это начало – неразумное и вожделеющее, стремящееся к наслаждениям и удовлетворению различных желаний. Научное определение эмоций описывает их как род психического процесса, осуществляющего импульсивную регуляцию поведения личности. Этот психический процесс основан на чувственном отражении значимости внешних впечатлений и является общей, генерализованной реакцией сознания человека и его организма на внешние воздействия. Эмоции являются особым классом психических процессов и состояний, ближе всего к которому по содержанию – инстинкты, потребности и мотивы, отражающие непосредственными переживаниями (удовлетворением, радостью, страхом, отвращением и т.д.), насколько значимы для личности действующие на нее явления и ситуации. Однако, в данном определении не отражены существенные характеристики эмоций и то, чем эмоции отличаются от других мыслительных процессов, например, познавательных. С.Л.Рубинштейн в своем определении эмоций делает упор на отождествление на феномены переживания и отношения. В соответствии с его определением, эмоции являются психическими процессами, в содержание которых входит переживание, отношение личности к окружающему миру [30,c.249]. По А.Н. Леонтьеву [16,c.49], эмоции являются «элементарными переживаниями, возникающими у индивида в зависимости от того, каково общее состояние организма и насколько удовлетворены его актуальные потребности». Таким образом, в определениях эмоций существует один общий момент – сущностью эмоций является «переживание», или же – «переживание отношения». Психологическая информационная теория эмоций отечественного физиолога П.В.Симонова содержит краткую символическую совокупность факторов, в зависимости от которых возникают и развиваются эмоции. Эмоция определяется актуальными потребностями в сочетании с вероятностной оценкой возможности удовлетворения данных потребностей. Какой бы список эмоций мы ни рассматривали, всегда обнаруживается одна интересная особенность: к любой положительной эмоции — эмоции, которая переживается нами как приятная, можно подобрать парную соответствующую или, может быть, лучше сказать - противоположную эмоцию, что и составляет так называемую «полярность» чувств и эмоций (веселье - грусть, радость – горе и т.д.). Таким образом, эмоции являются субъективной реакцией людей, возникающей под воздействием разнообразных внутренних и внешних раздражителей. Эмоции характеризует ярко выраженная субъективная окраска: как правило, они отличаются ситуативным характером. Эмоции отражают оценку определенной ситуации удовлетворения потребностей, в которой человек находится в текущий момент. Сложная и взаимосвязанная работа коры и подкорки головного мозга и вегетативной нервной системы приводит к тому, что возникают и проявляются чувства и эмоции. Именно поэтому эмоции имеют такую тесную связь с сердечной деятельностью («сердце зашлось»), с дыхательной системой («от радости в зобу дыханье сперло»), с жестикуляцией, с мимикой, с голосовыми интонациями. Итак, эмоциональная сфера человека – это особая сфера, в которую входят субъективные психологические состояния, отражающиеся в виде непосредственных переживаний, позитивных и негативных ощущений, приятия и неприятия. Эмоции выражают субъективное отношение людей окружающему миру и другим людям, к процессам и результатам своей и чужой деятельности. Значение эмоций в жизни человека очень велико. Это значение эмоциональной сферы в человеческой жизни отражают функции эмоций. Эмоции помогают человеку оценивать окружающие события, они мотивируют его к деятельности и мобилизуют все силы человека на достижение цели. Эмоции оказывают регулирующее воздействие на деятельность человека и помогают синтезировать разрозненные предметы и явления в цельную картину мира. Благодаря эмоциям жизнь человека обретает смысл. Наконец, экспрессивная функция эмоций помогает осуществлять общение между людьми.

Читать дальше
Проведенный нами теоретико-эмпирический анализ процессов личностного и нравственного роста в подростковый период онтогенеза подвел к утверждению в работе следующих положений: •тесное соотношение смыслового поля конструктов «личностный рост» и «нравственный рост» позволяет определить психологической основой личностного роста подростка процесс становления его нравственного самосознания; •личностный рост ребенка, аккумулируя в своей основе процесс становление его нравственного самосознания, имеет нравственные истоки; •нравственные истоки личностного роста подростка представлены в аксиологическом измерении, как безусловное ценностное отношение к другому. Итак, специфика личностного роста в подростковый период заключается в том, что процессы самосознания, самоутверждения и самореализации подростка приобретают качественно новое содержание. Для этого периода онтогенеза характерно расширение смысловых границ сложного личностного образования – нравственного сознания. Последнее является основой качественно новой рефлексивной субдоминанты – морально-духовного самосознания подростка. Если морально-духовное самосознание подростка не формируется, то речь может идти о девиантном поведении и социализации посредством девиантного поведения. Быстрые темпы происходящих в подростковом периоде изменений могут вызвать у подростка состояние дискомфорта. Реакцией на это могут стать негативные переживания, которые вызывают тревожность. Тревожность — это склонность индивида к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние. Состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии — активацией вегетативной нервной системы. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная характеристика активной деятельности личности. Тревожность у подростка вызвана внутренним конфликтом между двумя противоречащими друг другу стремлениями, разрывом между его претензиями и возможностью их осуществления. Тревожность в подростковом периоде может перейти в свойство личности, и такой подросток рискует стать дезадаптированным, уйти в свой внутренний мир либо напротив – защищаться от своего состояния повышенной агрессивностью, грубостью. Ожидание экзаменов является стрессовой ситуацией для старшеклассников. Реакция на стресс у детей может быть разной – кто-то отвечает на него концентрацией всех душевных и физических возможностей, для других же стресс является фактором риска, вызывающим различные негативные последствия. Ослабевает способность концентрировать внимание; доминирует ригидное мышление, сопротивляющееся изменениям; усиливается подозрительность и недоверчивость. Основные рекомендации для профилактики стрессовых состояний и повышения сопротивляемости стрессу от предстоящих выпускных экзаменов у старшеклассников предельно просты: продолжительный ночной сон не менее 8 часов, полноценное питание и достаточная физическая активность детей. Однако для того, чтобы эффективно справиться с возникающими в предэкзаменационный период стрессовыми состояниями у старшеклассников, необходимо также психологическое воздействие, которое поможет справиться с переживаниями и не реагировать слишком остро на предстоящие испытания. Говоря о профилактической работе с учащимися образовательных учреждений, можно выделить следующие направления: 3.Общая воспитательная работа с детьми и подростками; 4.Коррекционная работа с детьми и подростками. Профилактические программы включают в себя ряд определенных видов деятельности. Направления, по которым реализуется такого рода программа, следующие. 7.Информация о стрессе и способах его преодоления. Причины, формы и последствия стресса. 8.Стремление привить подростку навык анализа и критической оценки информации, ориентировка на принятие правильного решения. 9.Психологическая помощь, психокоррекция. Система психопрофилактики экзаменационного стресса старшеклассников в процессе подготовки к государственной итоговой аттестации построена из трех основных частей – деловой игры, тренинга стрессоустойчивости, специального тренинга «Веревочный курс».
Читать дальше
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2014. – 492 с. 2. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психологические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. – СПб.: Речь, 2012. – 213 с. 3.Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2012. – 346 с. 4. Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М. Деловые игры. CПб: Питер, 2009– 266 с. 5.Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение. Под ред. С.А. Ерофеева. Казань: Издательство КГУ, 2011. – 584 с. 6.Бодалев А.А. Психология личности. — М.: Знание, 2008.– 598 с. 7.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. — М.: Наука, 2008– 696 с. 8.Гейко Е. В. Психологические особенности проявления эгоцентризма личности в мыслительной деятельности подростков. М.: Наука, 2012.– 352 с. 9.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения М.: Просвещение 2014. – 244 с. 10. Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. – СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010. – 288 с. 11.Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М: Просвещение, 2012. – 486 с. 12.Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Соловьева О. В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 2010. – 488 с. 13.Кипнис М. Тренинг коммуникации. – М.: Ось, 2011. – 128 с. 14.Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность.- Р.: Эксперимент, 2012. – 422 с. 15. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В.Психосоциальная аддиктология. М. Флинта, 2012. – 288 с. 16.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. – 586 с. 17.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. –М.: Изд-во МГУ, 2012– 316 с. 18.Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 2012. – 684 с. 19.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М. Просвещение, 2004. – 388 с. 20.Михеева Ю. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий. Учительская газета. Независимое педагогическое издание. – 2012, № 7. С. 18 – 31. 21.Монина Г.Б., Лютова-Роберс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб.: Речь, 2010. – 224 с. 22. Мэй Р. Смысл тревоги / Перевод с английского М.И. Завалова и А.И. Сибуриной. – Москва: Независимая фирма «Класс», 2011. – 384 с. 23.Подмазин С.И. Личностно ориентированное образование (социально-философский анализ). Днепропетровск, 2012. – 244 с. 24.Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд.– СПб.: Питер, 2009. – 192 с. 25.Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра. под ред. А.А.Леонтьева. М.: Мысль,2012. – 688 с. 26.Психология и педагогика/ А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб. : Питер, 2011. — 432 с. 27.Психология личности. Хрестоматия по психологии/ Под редакцией. Гиппенрейтер Ю. Б, Пузырея А. А., Архангельской В. В.: АСТ, Астрель, 2011 г. – 466 с. 28. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение / А.А.Реан. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2014. – 407 с. 29. Рубинштейн, С Л.. Основы общей психологии. — Санкт-Петербург: Питер, 2014 – 416 с. 30.Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 2012 – 416 с. 31.Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 2009. – 214 с. 32.Сеимор Дж., Котор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование. – СПб., 2012. – 208 с. 33.Селевко Г.К Энциклопедия образовательных технологий. М.: Дрофа, 2014. – 488 с. 34. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Изд-во «Прогресс», 2012. – 244 с. 35.Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2012. – 208 с. 36.Симонов П.В. Психофизиологический стресс космического полета //Основы космической биологии и медицины. – М.: Наука, 2015. – Т. 2. Кн. 2. – 188 с. 37.Столяренко Л.Д. Психология. — СПб.: Питер, 2013. — 592 с. 38.Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. – М., 2012. – 268 с. 39.Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. – М.: Медицина, 2011. – 238 с. 40.Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг делового (профессионального) общения. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2009. – 128 с. 41.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010. – 114 с. 42.Фундаментальное ядро содержания общего образования. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова, четвертое издание, М., Просвещение, 2011. – 68 с. 43.Хананашвили М.И. Информационные неврозы. – Л: Медицина, 2011. – 188 с. 44.Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб.: Питер, 2012. – 160 с. 45.Щербатых Ю.В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. – Воронеж, 2013. – 82 с. 46.Щербатых Ю.В. Психология стресса. – М., 2015. – 288 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image