На сегодняшний день эффективность борьбы с таким явление как терроризм требует четкого установления его понятия. А для этого необходимо на уровне международного и национального законодательства определить присущие ей признаки, которые позволили бы правоприменителю отграничивать терроризм от смежных явлений и в первую очередь от понятия «террор».
Понятие «терроризм» включает в себя два разных понятия – «террористический акт» и «преступления, содействующие террористической деятельности» и не ограничивается лишь составом преступления, предусмотренным ст. 205 УК РФ. Отсюда террористический акт (ст. 205 УК РФ) является лишь одним из возможных проявлений терроризма. Такое понимание терроризма, на наш взгляд, в большей степени отражает содержание понятия международного терроризма, под которым понимается совокупность конкретных террористических деяний (преступлений), в которых он может проявляться.
Появление и возникновение терроризма может быть вызвано различными причинами. Эти причины могут носить как политический и социально-экономический, так и психологический характер.
Причины возникновения терроризма тоже могут быть разные. Это и условия, которые складываются, в каком либо государстве или регионе для ведения такой деятельности, так и внутренние психологические причины отдельного человека – это то, что движет человеком, который стал террористом. Активизация террористов в том или ином регионе нередко связывается с борьбой за нефтяные ресурсы
Возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации имеют определенные исторические предпосылки и связаны как с внутренними экономическими, политическими, социальными, межнациональными, конфессиональными противоречиями, так и с внешними, в том числе общими для всего мирового сообщества, террористическими угрозами.
В стратегии национальной безопасности Российской Федерации определено, что одним из источников угроз государственной и общественной безопасности выступает деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя РФ, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового поражения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершение актов ядерного терроризма, нарушение безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры РФ.
Современное состояние практики противодействия терроризму в нашей стране можно охарактеризовать как контролируемое и стабильное, но достижение этого статуса потребовало от общества привлечения значительных сил, средств, а зачастую – и самопожертвования.
Сталкиваясь с проявлениями практики современного терроризма, в России усиленно и целенаправленно, порой на основе трагического опыта, выстраивалась комплексная система противодействия терроризму, структурно включающая в себя политические, организационные, правовые, социально-экономические, информационные, технологические и иные меры.
В завершение хотелось бы отметить, что в России, столкнувшейся с терроризмом как с одной из опаснейших угроз государственной и общественной безопасности, удалось сформировать и обеспечить эффективную работу национальной антитеррористической системы, которая оперативно реагирует на актуальные проявления и новые вызовы терроризма, находится в постоянной готовности и обеспечивает безопасность населения. При этом активная комплексная работа по предупреждению террористических угроз является приоритетной для российского государства на ближайшую перспективу.