Многих не устраивает цена реферата по мировой экономике на заказ. У нас вы можете получить качественный реферат по низкой цене. К тому же мы даем скидку в 1000 рублей на первый заказ!
. . Буквально совсем недавно стали доступны переведенные на русский язык западные издания по вопросам супервизии таких авторов как Патрика Кейсмента2 Кейсмент П. Обучаясь у пациента. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 256 с. , Хорста Кэхеле, Томэ Хельмута3 Томэ X., Кэхеле X. Издательство: Прогресс - Литера, Яхтсмен, 1996. – 776 с. и других (организации Балинтовских групп, профессиональной подготовки психотерапевтов и т.д.). Существенным недостатком зарубежных работ является то, что они носят описательный характер. А значит, не решают проблемы. Отечественные исследователи также обратили внимание на изучение проблемы психотерапевтической дидактики. Особое внимание заслуживают труды таких ученых, как С.А. Кулаков4 Кулаков С.А. супервизия в психотерапии. Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов. – СПб.: «Вита», 2004. – 128 с. , Ю.В. Щукина5 Щукина Ю.В. Значение супервизии в психотерапевтическом образовании (на примере обучения методу понимающей психотерапии) // СПЖ. 2008. №30. С. 53-55. и некоторых других. Именно труды последнего автора содержат идею рассмотрения супервизии как практики, «точки роста» психотерапевтической и психологической наук6 Там же. . Сегодня психотерапия, психологические консалтинговые услуги чрезвычайно востребованы, что, несомненно, вызывает все больший интерес к изучению проблемы супервизии. Принимая во внимание несомненную важность, значимость супервизии как инструмента обучения, средства, обеспечивающего высокое качество психотерапевтического и психологического воздействия на личность клиента; учитывая восьмидесятилетний срок ее существования и накопленный за это время опыт, требует осмысления, структурирования, обобщения и представления текущего статуса супервизорской теории и практики. Объект: универсальные формы поддержки, инструменты обучения психотерапии. Предмет: современные представления о супервизии. Цель исследования: провести анализ современного состояния супервизорской практики, представлений о супервизии. Задачи: на основе анализа литературы выявить подходы к определению понятия супервизии; охарактеризовать цели, функции супервизорской практики; описать основные современные модели супервизии. Методологическим основанием исследования послужили работы таких исследователей, как: Г.Л. Будинайте, С.А. Кулакова, И.В. Лях, Д. Пауэлла, Ю.В. Щукиной и других. В основе методологической базы исследования лежат использованные общенаучные и частные методы, методики подходы: аналитический обзор научной литературы, логический метод и метод выявления закономерностей. Структура работы включает: введение, основную часть, заключение и список литературы. Подходы к определению понятия супервизии В зарубежной специальной литературе насчитывается несколько подходов к определению понятия «супервизия». Рассмотрим некоторые из них (таблица 1): Таблица 1 «Подходы к определению понятия супервизии в зарубежной литературе» № Автор Определение 1. П. Ховкинс, Р. Шохет Супервизия представляет собой «насыщенное межличностное взаимодействие, целью которого является то, чтобы супервизор встретился с терапевтом, и попытался сделать терапевта более эффективным в помощи людям»7 Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы [Текст] / П. Ховкинс, Р. Шохет. – СПб.: Речь, 2002. С. 91. . 2. Логанбилл Супервизия – это «интенсивные межличностные отношения, тет-а-тет, при этом один человек содействует развитию профессиональной компетенции другого»8 Там же. С 92. . 3. Бернард, Гудиер Супервизия представляет собой «интервенцию, которая осуществляется более опытным профессионалом по отношению к менее опытному…»9 Булюбаш И.Д. Основы супервизии в гештальт-терапии / И. Д. Булюбаш. – М. : Изд-во Института психотерапии, 2003. С. 9. . 4. Д. Пауэлл Супервизия (клиническая) – это упорядоченный процесс наставничества, в котором принципы трансформируются в практические навыки с четырьмя частично совпадающими фокусами: административным, оценочным, клиническим и поддерживающим»10 Там же. С 9. . Анализируя представленные определения, отметим, что наиболее общим из них является трактовка, предложенная П. Ховкинсом и Р. Шохетом. Практически аналогичное определение супервизии дает Логанбилл. Основное внимание в этих определениях уделяется функции супервизии – повышение профессиональной компетенции, а также подчеркивается интенсивное взаимодействие лиц, которые принимают в ней участие. Гудиером и Бернардом данное предыдущими исследователями определение уточняется в том смысле, что профессиональный опыт супервизора выше профессионального опыта супервизируемого. Паэулл в своей трактовке супервизии указывает на то, что данный процесс является упорядоченным и направленным.