Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект сюжетно-ролевой игры 5
1.1 Сущность понятия и особенности сюжетно-ролевой игры 5
1.2 Виды и формы сюжетно-ролевой игры 9
Глава 2. Применение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте 14
2.1 Анализ содержания и характера методического сопровождения развития сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста 14
2.2 Реализация методического сопровождения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста для межличностного развития 15
2.3 Выявление эффективности методического сопровождения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста 20
Заключение 24
Список используемой литературы 26
Читать дальше
Дошкольный возраст – важный этап в развитии ребенка и становлении его личности. В этот период ребенок получает знания об окружающей его среде, у него формируется отношение к людям и обществу в целом, складывается характер и вырабатываются привычки поведения. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре у ребенка происходит развитие духовных и физических сил, развивается память, мышление, дисциплинированность, коллективизм и т.д. Для ребенка игра – это своеобразная проекция на взрослую жизни, возможность «примерить» на себе роль взрослого, получить жизненный опыт.
Игра играет ведущую роль в формировании взаимоотношений детей и их морально-нравственных качеств личности.
В процессе игры создаются условия для дальнейшего развития нравственных представлений, чувств, качеств, сформировавшихся у детей в бытовой жизни. Совместная игра стимулирует развитие ответственности и организованности ребенка. В ней закрепляется умение вести себя так, как принято в обществе. В дошкольном возрасте дети способны контролировать свои действия, повышая требования к себе, для этого полезно проводить коллективные беседы с детьми на морально-нравственную тематику.
В сюжетно-ролевой игре проявляются такие качества личности, как целеустремленность, ответственность, упорство и настойчивость. Ребенок-дошкольник может поставить перед собой цель, в дальнейшем – самостоятельно подобрать материал и терпеливо довести дело до конца. У детей в таком возрасте приоритетными играми являются игры в магазин, в больницу, в детский сад и семью.
В подобных играх дети проявляют различные взаимоотношения: любовь, забота, расчетливость, внимательность и т.д. Сближение больших групп детей также возможно в сюжетно-ролевых играх, что создает благоприятные условия для развития коллективных взаимоотношений. Педагог должен привлекать ребенка к самоанализу отношений со сверстниками, решению различных возникающих конфликтных ситуаций в жизни детей. Воспитатель обязан проводить беседы с детьми о справедливом отношении друг к другу.
Игровая деятельность создает ситуации, в которых требуется взаимовыручка, возникает зависимость друг от друга. В сюжетно-ролевой игре ярко выражены реальные взаимоотношения детей, поэтому здесь наиболее эффективно формирование организаторских умений. В игре важно самому ребенку необходимо уметь создавать условия для игры, распределять роли, подчиняться «главному» в игре, считаться с возможностями игроков, уметь строить и вести игры.
Однако старшие дошкольники не всегда могут придумать сюжет игры сами, поэтому педагог может разнообразить игру. По данным психологов у старших дошкольников более выражена потребность в совместном проведении игр. Дети стремятся к общению, становятся ближе к сверстникам, смотрят на их игру, наблюдают, слушают.
Читать дальше
1. Авдеев, А.П. Педагогика. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2015. – 384 с.
2. Альжев, Д.В. Педагогика. – Воронеж: Научная Книга, 2015. – 540 с.
3. Безрукова, В.С. Психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 384 с.
4. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 197 с.
5. Власова, Т.И. Сюжетно-ролевые игры как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Методическая разработка. - Свердловская обл. Шалинский р-н д. Гора, 2016. – 65 с.
6. Козлова, Т.А. Дошкольная Психология. – М.: Академия, 2016. – 416 с.
7. Крысько, В.Г. Психология и педагогика. – М.: Юрайт, 2013. – 480 с.
8. Курочкин, П.Р. Психология и педагогика. – М.: Юрайт, 2014. – 736 с.
9. Медведева, Г.П. Педагогика. – М.: Академия, 2015. – 272 с.
10. Овечкина, А.П. Педагогика. – М.: Флинта, МПСИ, 2017. – 488 с.
11. Пантелеева, Г.А. Педагогика. – М.: Академия, 2017. – 192 с.
12. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2014. – 512 с.
13. Сластенин, И.Ф. Психология. – М.: Академия, 2017. – 608 с.
14. Уварова, Р.П. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.
15. Федоров, А.Н. Психология. Самое важное. – М.: РГ-Пресс, 2016. – 276 с.
16. Фирсов, Е.Г. Педагогика. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2015. – 512 с.
17. Холостова, Е.И. Педагогика. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 800 с.
18. Холостова, Е.И. Педагогика. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 344 с.
19. Якушев, А.В. Педагогика. Социальная работа. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2017. – 144 с.
Читать дальше