Таким образом, подводя итоги настоящей работы, хочется сделать выводы.
Арктика – часть земного шара, ограниченная с юга Северным полярным кругом, площадь которой составляет около 21 млн км² . Все известные (открытые) сухопутные образования в Арктике подчинены суверенитету того или иного из государств, граничащих с Северным Ледовитым океаном – России, Дании, Канады и США. К странам, имеющим исторические интересы в данном регионе и граничащим с ним, относят Финляндию, Швецию и Исландию.
В отличие от Антарктиды, правовой статус Арктики не определён ни одним международным договором, что способствует развитию напряженности и неопределённости в регионе. Впервые Канада (1925 год) и СССР (1926 год) через систему внутреннего законодательства обозначили свой суверенитет над территорией Арктики от Северного полюса до крайних точек своих границ. Дания, США и Норвегия, несмотря на отсутствие специальных актов по Арктике, также обозначили свой суверенитет над секторами через законодательство о экономических зонах.
На сегодняшний день все пять Арктических стран претендуют на расширение своей особой двухсотмильной экономической зоны за счёт хребта Ломоносова, который пересекает практически всю Арктику через Северный полюс. Кроме того, сложившаяся геополитическая ситуация ставит перед Россией необходимость отстаивать свои интересы и свой суверенитет над арктической инфраструктурой Северного морского пути, который представляет значительный интерес, например, для Китая в реализации своего инфраструктурного проекта «Новый Шёлковей путь». Процесс разрешения споров проходит через «механизм бюрократию ООН» - Комиссия ООН по границам континентального шельфа – которая на данном этапе демонстрирует недостаточную эффективность в работе. Этот факт может означать уменьшение роли и значимости ООН при разрешении международных противоречий в Арктике по мере возрастания потребности экономик стран в углеводородных ресурсах. Дремлющий экономикополитический конфликт в данном регионе способен оказать значительное влияние на развитие системы международного взаимодействия.
С целью нивелировать риска развития подобного сценария, политического и экономического взаимодействия и для оперативного решения задач по сотрудничеству и научному изучению Арктики с 1996 года функционирует Арктический совет (далее – АС). Изначально Совет создавался как площадка, форум, для изучения и сохранения уникальной природы северной полярной зоны по инициативе Финляндии. Однако именно этот форум стал дискуссионной платформой, возможностью именно для политического диалога. Сегодня Совет представляет собой межправительственную организацию, курирующую вопросы рационального развития и международного сотрудничества в Арктике. Площадка позволяет решать не только жизненно важные вопросы по защите окружающей среды, что выражено в принятии ряда общих соглашений, например, о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике и о борьбе с загрязнением нефтью, но и позволяет находить компромиссы между участниками.
За последние два десятилетия увеличивается количество контактов стран и их деловая активность в регионе: состоялись встречи стран «Арктической пятёрки», проходят постоянные конференции с участием делегаций стран Арктического региона, в 2012 году состоялась первая встреча министров обороны и начальников генеральных штабов. Приоритетные страны АС, учреждением этой организации, решили для себя, возможно лишь временно, вопрос вмешательства извне, например, со стороны Китая. Приоритетные страны едины в своей позиции, что только они могут решать и фактически воплощать принятые решения в регионе, страны наблюдателе же остаются лишь наблюдателями. Изолирование Китая и Индии от Арктики – одна из приоритетных неофициальных задач Совета, поскольку инфраструктурные и финансовые возможности Китая способны пошатнуть интересы таких стран, как США и Россия в регионе. Однако сдерживать сильных игроков, заинтересованных в эксплуатации природного потенциала Арктики не так просто. Уже сейчас успешно функционирует независимый Арктический экономический совет, курирующий вопросы развития экономических и бизнес интересов участников, однако, приоритетные страны пока и здесь сохраняют установившийся порядок.
Возникновение подобных структур однозначно свидетельствуют о начальном этапе освоения Арктики, который проходит параллельно с разделением сфер влияния и поиском путей компромисса во избежание обострения отношений между участниками. Последней тенденцией становится милитаризация региона: оснащение ледоколов летальным оружием или угрозы такого оснащения, со стороны Канады, США и России. Подобная тенденция опасна и может привести к дестабилизации мирового порядка. Локальный конфликт между странами такого уровня неминуемо приведёт к катастрофическим последствиям для всего мира. Однако за пределы военной риторики в СМИ дело пока не зашло. Отсюда проистекает другая особенность Арктики, а именно, отсутствие инфраструктуры и технико-технологической базы её развития у большинства стран.
На данный момент Россия единственная из всех стран мира, которая обладает опытом развития северных территорий, в том числе для военных целей, и флотилией атомных ледоколов (все 10 штук, которые существуют на данный момент). Текущая ситуация бесспорно даёт Российской Федерации техническое преимущество в освоении региона.
Таким образом, первостепенной задачей для России в вопросе сохранения и расширения своего суверенитета над частью Арктического региона для дальнейшего изучения, разведывания, добычи и использования богатств Арктики является недопущение обострения дремлющего конфликта в регионе. Для защиты своих национальных интересов и защиты, в том числе, окружающей среды Россия должна приложить все силы к развитию арктической инфраструктуры для расширения своего влияния в Арктике. Это позволит упрочить позиции нашей страны и сдержать «борьбу за Арктику» в рамках дипломатического сотрудничества на полях ООН и различных форумах, что отвечает интересам всего человечества. Однако наибольшую опасность дестабилизации положения служит экономическая и инфраструктурная экспансия Китая, Индии и других неарктических стран. Решение данной проблемы возможно только при сильных геополитических и экономических позициях и взаимном согласии арктических стран.