ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПАМЯТЬ» 5
2 ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ 7
3 КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ 10
4 РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ 17
5 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ПАМЯТИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Читать дальше
В результате проведенного исследования мы доказали актуальность работы, которая заключается в разработке практических рекомендаций для педагогов, психологов, врачей.
Изучив различные мнения ученых, мы пришли к выводу, что память – психофизиологический процесс, выполняющий в жизни функции запоминании, сохранения и воспроизведения информации.
Память является основой для приобретения знаний, формирования умений и навыков. Важно отметить, что память также является условием единства психической жизни человека, единства его личности.
В настоящее время можно выделить несколько основных процессов памяти: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание информации.
Также мы выяснили, что существует несколько видов памяти. По продолжительности сохранения материала выделяют генетическую, мгновенную, кратковременную, долговременную и оперативную память. По характеру психической активности выделяют память двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую. По характеру целей деятельности выделяют непроизвольную и произвольную память.
В работе мы рассмотрели процесс развития памяти в онтогенезе. В детском возрасте наблюдается самый интересный этап онтогенеза памяти человека, так как в это время происходят основные процессы, связанные с преобразованием памяти людей.
Сначала формируется моторная память, затем аффектная память, или память на эмоции. Уже к двум годам у детей формируется образная память. Позже других складывается и начинает действовать словесно-логическая память. Важно постоянно упражняться в развитии памяти.
В работе мы убедились в том, что в результате процессов памяти возникают физические, химические и морфологические изменения в нервных структурах, которые сохраняются некоторое время и оказывают существенное влияние на осуществляемые организмом рефлекторные реакции.
В современной нейробиологии и психофизиологии существует целый ряд теорий и моделей, объясняющих разные стороны функционирования памяти. Память нельзя рассматривать как нечто статичное, находящееся строго в одном месте или в небольшой группе клеток.
Память существует в динамичной и относительно распределенной форме. При этом мозг действует как функциональная система, насыщенная разнообразными связями, которые лежат в основе регуляции процессов памяти.
Поэтому необходимо дальнейшее, более детальное исследование данной проблемы.
Читать дальше
1) Арскиева, З. А. Развития логической памяти у детей младшего школьного возраста / З. А. Арскиева // Символ науки. – 2016. - № 2. – С. 212-215.
2) Батуев, А. С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем / А. С. Батуев. - СПб.: Питер, 2010. - 317 с.
3) Бойко, А. А. Проблема изучения памяти младших школьников с задержкой психического развития / А. А. Бойко, Т. И. Лях // Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи. – 2016. – C. 18-19.
4) Давыдов, В. В. Физиология с основами анатомии: курс лекций Ч. 2. / В. В. Давыдов, О. В. Самойлова. – СПб.: СПХФА, 2013. – 152с.
5) Ефимова, Е. В. Музыкальная память, виды музыкальной памяти, приемы развития музыкальной памяти / Е. В. Ефимова // Проблемы педагогики. – 2017. – № 8 (31). - С. 32-34.
6) Ефимова Н. С. Основы общей психологии / Н. С. Ефимова. - Москва: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 288с.
7) Зефиров, Т. Л. Физиологические основы памяти. Развитие памяти у детей и подростков / Т. Л. Зефиров, Н. И. Зиятдинова, А. М. Купцова. – Казань: КФУ, 2015. - 40 с.
8) Калиниченко, С. Г. Психофизиология / С. Г. Калиниченко, О. А. Коротина; учебное пособие. – Владивосток: ВГУЭС, 2010. - 80с.
9) Коурова, С. И. Исследование кратковременной памяти у студентов с интровертной и экстравертной направленностью личности / С. И. Коурова, Е. Н. Хохлова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2018. - № 4 (40). - С. 44-48.
10) Маклаков, А. Г. Общая психология: учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. - 583 с.
11) Мамедова, Л. В. Диагностика уровня развития памяти у детей младшего дошкольного возраста / Л. В. Мамедова, И. Ж. Шахмалова, А. Ф. Иоаниди // Современное педагогическое образование. – 2019. - № 12. С. 116-119.
12) Марютина, Т. М. Введение в психофизиологию / Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаев; учебное пособие. - Москва: МПСИ, Флинта, 2007. - 400 с.
13) Онишкова, А. М. Исследование развития памяти у детей старшего дошкольного возраста / А. М. Онишкова // Инновационная наука. – 2020. - № 5. – С. 175-177.
14) Полтавская, Е. А. Моделирование процессов развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры / Е. А. Полтавская // Концепт. – 2015. - № 1. – С. 2-7.
15) Попова, Н. Ю. Изучение взаимосвязи внимания и памяти у современных студентов высших учебных заведений / Н. Ю. Попова // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. – 2017. - № 1 (16), Т. 2. – С. 92-94.
16) Реверчук, И. В. Психофизиология и патопсихология памяти: уч. пособие/ И.В. Реверчук. – Ижевск:ИГМА, 2016. – 48 с.
17) Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. – Т. 1. – Москва, 1989. – 302 с.
18) Светлолобова, Н. П. Влияние групповых методов на развитие памяти детей 6-7 лет / Н. П. Светлолобова // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020. - № 4 (44). – С. 44-48.
19) Соловцова, Э. И. Эмоциональная память и ее роль в обучении младших школьников иностранному языку как средству общения на базе чтения учебных текстов / Э. И. Соловцова // Проблемы современного образования. – 2017. - № 6. – С. 181-186.
20) Шадриков, В.Д. Мнемические способности: развитие и диагностика / В. Д. Шадриков, Л. В. Черемошкина. – М. : Педагогика, 1990. 176 с.
Читать дальше