По итогам проведенного в рамках данной работы исследования становится возможной формулировка следующих основных выводов.
Административное право России прошло длительный исторический путь развития. Истории развития административного права было свойственны определенные процессы государственно-правовых явлений. Административно-правовая доктрина тесно связана с другими ветвями древа юридической науки. Она активно использует положения и понятия, выводы и предложения общей теории государства и права, конституционного права и в свою очередь обогащает их своими творческими достижениями.
Административное право является одной из самых объемных отраслей публичного права. Оно регулирует вопросы, связанные с организацией деятельности системы органов исполнительной власти, ее рационального и эффективного функционирования, а также правовых оснований ее деятельности. Субъектами административного права (государство и его органы) используются принудительные механизмы и правовые средства, входящие в систему административно-властных принудительных полномочий, для реализации административного законодательства.
Административное право взаимодействует с множеством правовых отраслей, к примеру, с правом конституционным, уголовным, финансовым, налоговым. Это взаимодействие обусловлено тем, что в административном праве рассматривается множество видов и сфер общественных отношений, которые могут регулироваться административным законодательством совместно с другими отраслями права.
Административное право использует потенциал и средства императивного метода регулирования, обеспечивает публичные интересы, правовую защиту прав и свобод граждан, юридических лиц от действий (а часто и бездействия) административных органов при помощи характерных только для этого правового института инструментов, а точнее — метод юридического властвования, или властных предписаний, исходящих от правомочного субъекта управления.
Административное право — это наиболее сложная, крупная и наиболее развитая отрасль российского права. Это обусловлено особенным предметом этой отрасли, широтой и глубиной отношений, регулируемых его нормами. Так как управленческая деятельность и исполнительная власть присутствуют почти во всех сферах жизнедеятельности общества, то административное право можно охарактеризовать как центральную отрасль в публичном праве и правовой системе в целом.
В СССР административное право рассматривалось в качестве относительно самостоятельной отрасли права социалистической правовой системы, выделение которой было основано на критерии предмета правового регулирования, определяемого в советской правовой доктрине как общественные отношения в сфере государственного управления.
Могут быть выделены следующие основные перспективные направления участия правовой доктрины в систематизации источников административного права. Упорядочение источников административного права предполагает также совершенствование терминологии, формулировок юридических понятий. Четкость изложения нормативных правовых актов и правильная их систематизация в значительной мере зависят от применяемых в законодательстве терминов, которые ставят правовые понятия в точно определенные рамки, способствуют стабилизации и ясности источников административного права. Законодательно закрепленные правовые дефиниции приобретают тем самым нормативность. Они обеспечивают смысловую полноту в толковании правовых явлений и способствуют единообразному, правильному применению действующего законодательства.
В современной российской литературе по административному праву под предметом административного права, как правило, понимается совокупность общественных отношений, возникающих в сфере осуществления исполнительной власти, реализуемой посредством государственного управления. Таким образом, несмотря на некоторую корректировку сложившегося в советский период подхода к пониманию предмета административного права, сущность этого подхода не изменилась. По-прежнему подавляющее большинство современных российских ученых-административистов полагают, что административное право регулирует только отношения, возникающие в ходе организации и осуществления государственного управления.
Под государственным управлением понимается практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу. Таким образом, государственное управление представляет собой прямое властное воздействие государства организационно-распорядительного характера на субъектов общественных отношений.
Между тем изменения, произошедшие в политической, экономической и социальной системах России после 1991 г., свидетельствуют о существенном сокращении сферы прямого администрирования государства. Эта тенденция обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики и свободного общества государство не может непосредственно руководить всем и вся, как это было в период существования Советского Союза с его плановой экономикой и тоталитарной политической системой.