ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..………3
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ…………………………………………………………5
1.1 Структура, функции и виды государственного бюджета………………..……5
1.2 Бюджетный дефицит и источники его финансирования. Теории сбалансированности бюджета……………………………………………………..10
1.3 Социально-экономическое значение государственного бюджета……….….15
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………….……17
2.1 Динамика доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации на 2018-2019 гг………………………………………………..………17
2.2 Проблема сбалансированности бюджета в Российской Федерации………..20
2.3 Роль федерального бюджета в социально-экономическом развитии РФ…..23
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………….....…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...….36
Читать дальше
Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, необходимых государству для выполнения своих экономических, социальных и политических функций.
Бюджетная система России строится на соблюдении определённых принципов, главными из которых являются: единство существующей бюджетной системы самостоятельность всех бюджетов сбалансированность бюджета гласность бюджетного процесса. На сегодняшний день бюджетная система РФ представлена тремя уровнями: федеральный, региональный, местный.
Основной функцией бюджета соответствующего уровня является своевременное финансирование мероприятий. Каждый вышестоящий бюджет служит как бы гарантом выполнения нижестоящим бюджетом своих функций в минимальном объёме, т.е. если в нижестоящем бюджете не хватает средств для выполнения государственных полномочий, то нехватка восполняется из вышестоящего бюджета. Иными словами, все звенья бюджетной системы РФ находятся в тесной взаимосвязи, а также являются обуславливающим фактором друг для друга.
В последние годы наблюдается ещё и стимулирующая функция бюджета, выражаемая в выделении средств в приоритетные и хорошо развивающиеся отрасли и побуждающая хозяйственные субъекты к эффективному экономическому использованию, что способствует мобилизации внутренних экономических средств.
Бюджетный дефицит - это национальный бюджет с отрицательным сальдо, то есть финансово-экономическое состояние, при котором сумма планируемых расходных обязательств бюджета больше суммы предполагаемых доходов.
Бюджетный профицит - это национальный бюджет с сальдо, превышающим нулевое значение, то есть финансово-экономическое состояние, при котором сумма планируемых расходных обязательств бюджета меньше суммы предполагаемых доходов (состояние бюджета противоположное дефициту).
В странах с развитой рыночной экономикой дефицит государственного бюджета не всегда рассматривается как негативное явление, которого следует обязательно избегать. Более того, согласно кейнсианской точке зрения, политика дефицитного финансирования признается полезной.
Бюджет полной занятости показывает, какими были бы бюджет и размер его дефицита или профицита в условиях полной занятости, при которой бюджет не зависит от текущего уровня доходов. Рост дефицита бюджета полной занятости или сокращение избытка ведет к увеличению совокупного спроса и росту выпуска продукции, и, наоборот, уменьшение дефицита или прирост профицита создает обратную тенденцию.
Сбалансированный бюджет в условиях экономического спада снижения доходов и безработицы ведет к автоматическому снижению налоговых поступлений в бюджет и росту его дефицита. Чтобы сбалансировать бюджет, нужно увеличить налоги, сократить расходы или сделать и то и другое. Однако попытка устранить вызванный спадом дефицит этими способами только усугубит ситуацию.
Ежегодно балансируемый бюджет в условиях нормально работающей экономики может способствовать ускорению инфляции. Если в условиях инфляции повышаются номинальные доходы, то соответственно возрастают налоговые поступления, что может привести к бюджетным излишкам. В этих условиях государственные органы могут использовать образующиеся излишки для погашения государственного долга либо снизить налоговые ставки. В обоих случаях увеличивается денежная масса в обращении и стимулируется инфляция.
В условиях спада экономики, сопровождающегося одновременно недостатком денежной массы в обращении, увеличение государственных закупок за счет эмиссии денег, покрывающей дефицит бюджета, ведет к росту совокупного спроса и увеличению производства без инфляционного эффекта или при его минимальном значении.
Итак, сбалансированность бюджета – один из ключевых показателей формирования и качественного исполнения бюджета. Достижение сбалансированности бюджета можно осуществить разными методами. Определенные из них применяют в ходе формирования бюджета, другие в процессе его исполнения.
В РФ сбалансированность бюджета закреплено Бюджетным кодексом в качестве одного из главных ключевых элементов построения бюджетной системы.
В завершении данной работы стоит сказать о некоторых рекомендациях по совершенствованию бюджетного устройства РФ. Для обеспечения экономического роста необходимы инвестиции и постоянное развитие внутреннего рынка товаров и услуг. Что поспособствует следующим изменениям:
– подъему сельскохозяйственного производства во многих регионах страны;
– созданию подходящих условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики;
– снижению налогов на товаропроизводителей и повышению уровня сбора налогов;
– росту зарплат и реальных денежных доходов населения;
– поддержанию уровня занятости населения РФ и снижению численности безработных.
Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. Ведь перспектива развития отдельных отраслей производства и хозяйствования способны превратить государственный бюджет из инструмента дестабилизации экономики в развивающийся экономический сектор государства.
Читать дальше
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // Справочная правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 08.04.2020).
2. Афанасьев М.П. Бюджет и бюджетная система: учебник / М.П. Афа-насьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. – М.: Издательство Юрайт, 2016. - 439 с.
3. Белоножко М. Л. Государственные и муниципальные финансы: учебник / М.Л. Белоножко, А.Л. Скифская. – СПб: ИЦ «Интермедия», 2014. - 432 с.
4. Годин А. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 9-е изд., испр. и доп. / Годин, А.М. Горегляд В.П., Подпорина И.В. – М.: Из-дательскоторговая компания «Дашков и Ко», 2011. - 289 с.
5. Дементьев Д. В. Бюджетная система Российской Федерации : учеб-ник/ Д.В.Дементьев.– М. : КНОРУС, 2016. - 332 с
6. Дубровская Ю. В. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие / Ю.В. Дубровская. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2017. -356.
7. Жидкова Е. Ю. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие / Е. Ю. Жидкова, Н. В. Видеркер. – Севрополь: Изд-во СКФУ, 2014.-252с.
8. Изабакаров И. Г. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб-ное пособие / И. Г. Изабакаров, Ф. И. Ниналалова. – М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 272 с.
9. Карпухин И. В. Бюджетная система Российской Федерации : учебное пособие в схемах / И. В. Карпухин. – Ульяновск: УлГТУ, 2015. – С. 19-20.
10. Курченко Л. Ф. Бюджетная система Российской Федерации: суб-федеральный и местный уровни: Учебное пособие / Л. Ф. Курченко. - М.: Дашков и К, 2016. - 252 с.
11. Максимов Н.А. Проблемы координации бюджетной и денежно-кредитной политики Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – №1. – С. 64-70.
12. Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник / А. С. Нешитой, - 4-е изд., перераб. и доп. – М.:Дашков и К, 2017. - 640 с.
13. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб-ник / А. С. Нешитой. - 10-e изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2012. – 215 с.
14. Николаева Т. П. Бюджетная система РФ: учебно-практическое по-собие / Т. П. Николаева. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2013. - 202 с.
15. Ногина О.А. Государственные внебюджетные фонды в составе бюджетной системы России: проблемы правового регулирования / О. А. Но-гина. – М.: Статут, 2016. - 462 с.
16. Папело В. Н. Бюджетная система РФ: Учебное пособие / В. Н. Па-пело, А. Н. Голошевская – Новосибирск: СИУРАНХиГС, 2014.- 224 с.
17. Предеина Е. В. Бюджетная система РФ: учеб. пособие / Е. В. Пре-деина. – 3-е изд. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. - 245 с
18. Поляк Г. Б. Бюджетная система России / Поляк Г.Б., - 2-е изд. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 703 с.
19. Родина Т. Е. Бюджетная политика Российской Федерации и меха-низм ее реализации // Международный научно-исследовательский журнал. — 2018. — № 1 (67) Часть 2. — С. 138—141.
20. Силуанов А.Г. Задачи финансовой политики РФ на среднесроч-ную перспективу // Финансы: Теория и Практика. – 2017. – №3. – С. 50 – 56.
21. Тодосийчук А.В. Бюджетная политика как инструмент стимули-рования инновационного развития экономики // Инновации. – 2017. – №1 (219). – С. 46 - 52.
22. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс] – URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 08.04.2020).
23. Официальный сайт Министерства финансов. [Электронный ре-сурс] – URL: http://info.minfin.ru/ (дата обращения 08.04.2020).
Читать дальше