Введение 3 Глава 1. Личность художника М.А. Врубеля в театральном искусстве русского модерна 5 1.1. Краткая биография М.А. Врубеля 5 1.2. Творческая деятельность М.А.Врубеля в театре 10 Глава 2. Театральное искусство М. А. Врубеля 18 2.1.Особенности создания костюма в сценическом творчестве М. А. Врубеля 18 2.2. "Царевна-Лебедь" М.А. Врубеля: история создания шедевра 21 Заключение 34 Список литературы 36

Театральный костюм в творчестве М. А. Врубеля

курсовая работа
Искусство
40 страниц
21% уникальность
2020 год
45 просмотров
Сапожникова М.
Эксперт по предмету «История искусств»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Личность художника М.А. Врубеля в театральном искусстве русского модерна 5 1.1. Краткая биография М.А. Врубеля 5 1.2. Творческая деятельность М.А.Врубеля в театре 10 Глава 2. Театральное искусство М. А. Врубеля 18 2.1.Особенности создания костюма в сценическом творчестве М. А. Врубеля 18 2.2. "Царевна-Лебедь" М.А. Врубеля: история создания шедевра 21 Заключение 34 Список литературы 36
Читать дальше
Рубеж XIX – XX веков – время великих перемен в России, повернувших, конечно, всю не только экономическую и политическую, но и культурную жизнь страны в ином русле. В эту эпоху творило множество прекрасных художников, одним из которых, по праву являлся очень мало кем понятый и оцененный по достоинству в своем творчестве М. А. Врубель. Именно Врубелю, крупнейшему мастеру рубежа веков в искусстве которого «раздвигались преграды для времени и пространства» , было суждено выработать собственный, остро индивидуальный изобразительный язык, хотя и не вступающий в противоречия со «стилем эпохи», но вместе с тем до этого небывалый, полностью адекватный его субъективному, чисто символическому, духовному восприятию мира. Творчество М.А.


Если нужны рефераты на заказ в Нижнем Новгороде , заполняй форму на Work5.


. Врубеля часто воспринималось современниками как «послания из далекого Космоса и колдовская власть чувственной земной красоты» . Пластическая структура его произведений выражала и конкретную реальную действительность, и поэтическую фантазию художника. Врубель объединил различные творческие импульсы эпохи, став одним из ярких представителей стиля модерн на русской почве. Главные идеи Врубеля выразились не только в его известных живописных полотнах, но и в театральном искусстве. Актуальность исследования. Эскизы Врубеля к оперным спектаклям отличаются глубоким проникновением в их содержание и музыкальный строй, образностью решения, сценичностью. Эти качества делают их замечательными образцами театрально-декорационного искусства. Однако заслуживает особого внимания работа Врубеля над театральным костюмом. В этой области Врубель явился новатором, создав образцы подлинно сценического костюма. В мировой славе, которую завоевало русское театрально-декорационное искусство начала XX в., почетное место должно быть отведено небольшому, но драгоценному наследию М.А. Врубеля. Цель работы состоит в рассмотрении особенностей театрального художественного творчества М. А. Врубеля. Объект исследования – творчество М. А. Врубеля. Предмет исследования - театральный костюм в творчестве М. А. Врубеля. Задачи: 1.Изучить краткую биографию М.А. Врубеля. 2.Рассмотреть творческую деятельность М.А. Врубеля в театре. 3.Охарактеризовать особенности создания костюма в сценическом творчестве М. А. Врубеля. 4.Раскрыть историю создания театрального и художественного образа "Царевны-Лебедь" в опере «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова. Методы исследования: обобщение, сравнение, анализ, исследование научной и специальной литературы, синтез, логический подход к оценке явлений. Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы. Признание современников только в конце жизни пришло к М.А. Врубелю, его известность в ХХ в. и сегодня, заслужены и обоснованы. Среди множества ярких имен в русском искусстве конца XIX - начала XX веков имя М.А. Врубеля выделяется как имя особого непохожего на других художника, чье мировосприятие отличалось особой глубиной, а отсюда и предельно острым, подчас резким звучанием образов, емкостью и сложностью лаконичных характеристик. Михаил Александрович совсем немного писал о себе, о своих взглядах, убеждениях. Его мировоззрение раскрывается, прежде всего, в созданных им произведениях, благодаря которым можно судить о его философско-религиозных воззрениях, о суждениях относительно прошлого и современности, так же о его эстетических взглядах, об осмыслении событий своей жизни. Очень часто возникает вопрос о стиле произведений М.А. Врубеля. Вряд ли возможно согласится с исследователями, которые причисляют художника к декадентам или видят в его искусстве основу для постимпрессионизма и абстракционизма. Его творчество явилось новаторством для своего времени. Индивидуальность его личности настолько ярка, его искусство настолько многолико, что сложно говорить о каком-либо определенном стиле в отношении творчества М.А. Врубеля, кроме реализма, особенно емкого и многогранного направления. В своем искусстве М.А. Врубель передавал реальные формы, с помощью цвета и тона строил трехмерное пространство, опирался на классические традиции. Исключительно богат и технический диапазон художника, При всем многообразии видов искусства, жанров, в которых работал М.А. Врубель, его творчество цельно и гармонично. Отмечают особенности его художественного языка – немаловажную роль цвета, орнаментальных мотивов, выразительность стилизованных силуэтов, что достигалось благодаря блестящему владению рисунком. Он настолько остро переживал действительность и передавал ее в своих работах, его стиль настолько индивидуален, что искусство М.А. Врубеля осталось непонятным, а, следовательно, и непринятым, большинством современников. Отсюда и закономерно разнообразие оценок творчества М.А. Врубеля, решительно преобразовавшего устоявшие традиции. Он, прежде всего, стремился к ясности выражения сути природы, той гармонии, которая в ней заложена, что и отражено в созданных им театральных костюмах. Творчество М.А. Врубеля, бесспорно, имеет вневременной характер, поскольку какой бы теме ни посвящал он свои произведения, прежде всего, он говорил о ценности красоты. При кажущейся отстраненности от современных ему исторических процессов и политической жизни, в своих произведениях он глубоко и очень ясно выразил дух своего времен, его веяния, его противоречия, его суть. В конце ХIХ века в русском искусстве происходило становление новых течений, направлений, появились художники-новаторы, но и среди наиболее значимых и ярких дарований М.А. Врубель отличался исключительной самобытностью творчества. Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Читать дальше
1.Алленов М.М. Этюды цветов Врубеля (1886–1887) // Искусствознание. — 2018. — № 7. — С. 191–210. 2.Алпатов М.К., Анисимов Г.Н. Живописное мастерство Врубеля. – М.: Лира, 2016. - 232 с. 3.Андреева А.Ю., Богомолов Г.И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. - СПб: "Паритет", 2017. – 260 с. 4.Барсова Л.Г. Врубель. No comments. - СПб: Балтийские сезоны, 2018. - 476 с. 5.Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. — М.: Республика, 2019. – 304 с. 6.Березкин В.К. Искусство сценографии мирового театра: От истоков до середины ХХ века. - М., Проспект, 2017. – 450 с. 7.Бычков В.К. Художественная символизация как главный принцип эстетики русского символизма // Дух символизма: русское и западноевропейское искусство в контексте эпохи конца XIX — начала XX века / Межинститутская науч. группа «Европейский символизм и модерн». — М.: Прогресс-Традиция, 2016. – С.105 - 109. 8.Видеркер В.В. Неомифологический текст в культуре символизма // Философия образования. – 2016. – № 5. – С. 260–268. 9.Видеркер В.В. Символизм как явление культуры (на материале русской живописи рубежа XIX–XX вв.): дис. … канд. культурологии. – Новосибирск, 2016. – 165 с. 10.Володикова Ю.Е. Творчество М.А. Врубеля и его влияние на становление графического дизайна в России // Медиа-Альманах. 2019. - № 3. - С. 51-54. 11.Врубель как художник – мистик. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bibliofond.ru (дата обращения 30.09.2020). 12.Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://wroubel.ru/memoirs(дата обращения 30.09.2020). 13.Герман М.Ю. Михаил Врубель. Альбом. Великие мастера живописи. — М.: АВРОРА, 2018. – 206 с. 14.Гозенпуд А.А. Русский оперный театр XIX века 1873–1889. – М.: Музыка, 2013. – 328 с. 15.Гомберг-Вержбинская Э.П., Подкопаева Ю.Н. Врубель. Переписка. Воспоминание о художнике. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record(дата обращения 30.09.2020). 16.Гончаров А.С. Художественная манера и техника поэтапно нюансированной работы М. А. Врубеля в мистико-символический период творчества. – М.: АСТ, 2020. – 170 с. 17.Градова К.В. Театральный костюм. Женский костюм / К. В. Градова, Е. А. Гутина. - М. : Всерос. театр. о-во, 2016. - 310 с. 18.Давыдова М.Ф. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства ХVIII—XIX вв. - М., Лира, 2015. – 350 с. 19.Дмитриева Н.А. Михаил Врубель. Жизнь и творчество: Художественный очерк. – М.: Знание, 2017. – 143 с. 20.Домитеева В.М. Врубель. - М.: Молодая гвардия, 2014. - 479 с. 21.Забела-Врубель Надежда Ивановна (1868–1913) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://funeralspb.ru/necropols/novodev/ zabela(дата обращения 30.09.2020). 22.Захаржевская Р.В. История костюма: от античности до современности. - М.: РИПОЛ Классик, 2014. – 420 с. 23.Зильберштейн И. С. О художниках «Русских сезонов» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://diaghilevcenter.wordpress.com (дата обращения 30.09.2020). 24.Казакова Л.В. Женские и флоральные мотивы в декоративно-прикладном искусстве модерна. — М.: Памятники ист. мысли, 2019. – 190 с. 25.Каминская Н. М. История костюма. - М. : Легкая индустрия, 2017. - 130 с. 26.Карасев П.А. Римский-Корсаков, Врубель и Забела-Врубель. По личным воспоминаниям // Николай Андреевич Римский-Корсаков. - М.: МГК, 2016. – С. 146–169. 27.Коган Д. З. Михаил Врубель. – М.: Терра – Кн. клуб, 2019. – 541 с. 28.Костина Е.Б. Художники сцены русского театра ХХ в.: Очерки. - М., Проспект, 2018. – 150 с. 29.Левандовский С.Н. М.А. Врубель и театр // Декабрьские диалоги: материалы научной конференции памяти Ф.В. Мелехина. - Омск, 2016. - С. 14–19. 30.Леняшин В.А. Врубель – «скорбь глубочайшего счастья» // Михаил Врубель. Альманах. - СПб.: Palace Editions, 2016. - 312 с. 31.Лихтенштейн И.Е. Демоны Врубеля // Новости медицины и фармации. 2017. - № 9 (460). - С. 26-29. 32.Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М.: Русскiй мiръ, 2014. — 120 с. 33.Маркелова Е.Е. М.А. Врубель: скульптурная сказка по мотивам оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» // Исследования молодых ученых. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2018. - С. 65-72. 34.Мережников А.Н. «Царевна-лебедь»: превращение и преображение. Особенности творческого метода Михаила Врубеля // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2018. - № 4 (145). - С. 21-33. 35.Михаил Александрович Врубель. Выставка произведений. Каталог. – М.: «Искусство», 2017. – 230 с. 36.Михаил Александрович Врубель: Живопись, графика, декорат.-прикладное искусство, скульптура, театр.- декорац. искусство. - М.: Аврора, 2019. - 262 с. 37.Михаил Врубель в Третьяковской галерее, музеях и частных собраниях Москвы / Гос. Третьяковская галерея. Научн. ред. Л.И. Иовлева; Авт. вст. ст. и сост. А.П. Гусарова. - М.: «Пинакотека», 2017. - 207 с. 38.Михайлова В.В. Живопись Михаила Врубеля в литературном контексте эпохи // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2017. - № 1. - С. 88-97. 39.Орлова Е.Т. Врубель М.А. - М.: РИПОЛ - классик, 2017. - 40 с. 40.Пожарская М.Н. Русское театрально-декорационное искусство конца 19 – начала 20 века. - М.: Искусство, 2016. - 411 с. 41.Попова Л.В. «Демоническое» как творческое бессознательное в творчестве М.А. Врубеля // Творчество: наука, искусство, жизнь. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения Я.А. Пономарева. Ответственные редакторы: С.С. Белова, А.А. Григорьев, А.Л. Журавлев, Е.А. Лаптева, Д.В. Ушаков, М.А. Холодная. М.: Институт психологии РАН, 2015. - С. 305-309. 42.Примочкина Н.К. Демон Блока и демон Врубеля // Вопросы литературы. 2019. - № 4. - С. 151-171. 43.Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. – М.: Музыка, 2016. – 376 с. 44.Самин Д.К. Надежда Забела – Врубель. – М.: LIBRARY.BY, 2019. – 140 с. 45.Сарабьянов Д. В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. – М.: АСТ, 2015. – 262 с. 46.Серебрякова Т.Б. Мягкие и аппликационные декорации. - М.: Искусство, 2017. - 50 с. 47.Скоробогачева Е.А. Михаил Врубель. - М.: Арт-Родник, 2015. - 96 с. 48.Суздалев П.К. Врубель – Музыка – Театр. - М.: Изобразительное искусство, 2017. - 368 с. 49.Суздалев П.К. Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод. — М.: Изобразительное искусство, 2014. – 270 с. 50.Тарабукин Н. М. Михаил Александрович Врубель. — М.: Искусство, 2017. – 189 с. 51.Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. - М.: ГИТИС, 2016. – 140 с. 52.Уварова Ю. Н. Гардероб русских царей и высшей знати в праздничные дни: составные части костюма, ткани, аксессуары (по материалам «Дворцовых разрядов» и «Выходов царей») [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kostumologiya.ru(дата обращения 30.09.2020). 53.Шульгина Е.Н. История Строгановского училища: 1825‒1918 / Е.Н.Шульгина, И.А.Пронина. — М.: Русское слово, 2017. – 310 с. 54.Эмирусеинова Ф.С. Михаил Врубель и его «Демон» // Молодая наука сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых. - Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2016. - С. 453-454. 55.Яремич С.П. Михаил Александрович Врубель. Жизнь и творчество // Русские художники: Собрание иллюстрированных монографий. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/(дата обращения 30.09.2020).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Оценка конкурентоспособности товара на рынке на примере компании ЗАО Л. Арго
Количество страниц:
30
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
Тепловые и когерентные состояния света, описание и детектирование
Количество страниц:
10
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Механика
курсовая работа
Социальное предпринимательство в России: современное состояние и приоритеты развития
Количество страниц:
38
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image