По результатам проведенного исследования стоит сделать вывод о том, что:
Торги – это особый способ заключения договора, позволяющий претенденту выбрать наиболее выгодные условия, обусловленные конкуренцией между как минимум двумя потенциальными подрядчиками. При этом конкуренция должна быть справедливой и эффективной, что достигается соблюдением принципов открытости (обеспечения доступности информации), равенства и ответственности организаторов и участников торгов за нарушения. Торги включают в себя ряд сделок и других юридически значимых действий. Процесс заключения договора на торгах состоит из следующих этапов:
Объявление торгов, являющееся односторонней сделкой с организатором торгов, предполагает установление долговых отношений между лицом, получающим извещение о проведении торгов, и организатором торгов.
Вместе с тем, в случае особых требований Гражданского кодекса порядок и методы публикации и распространения информации о предстоящих торгах не должны служить основанием для злоупотреблений со стороны организатора торгов. Утверждение о наличии специального тендерного договора, заключенного организатором со всеми лицами, изъявившими желание принять участие в торгах, являющемся предварительным договором, заключенным по окончании торгов, представляется ошибочным. На этапе организации и проведения торгов между организатором и лицом (участниками торгов), желающим принять участие в торгах, не возникает договорных отношений.
Отправка заявки на участие в торгах и внесение депозита является односторонней сделкой с указанием согласия лица на участие в торгах. Правовая природа аукционного депозита и его функции отличаются от "классических" задатков, упомянутых в статье 380 Гражданского кодекса Российской Федерации. Интерес участников торгов может быть обеспечен не только депозитом, но и другими средствами (поручительство, простой вексель).
В этом случае Организатор торгов должен иметь право самостоятельно определять необходимость обеспечения заявки на участие в торгах и конкретный вид такой гарантии (за исключением случаев, предусмотренных законом).
Определение победителей и заключение с ними договора. Решение организатора торгов (конкурсной или аукционной комиссии) об определении победителя и протокол торгов носят торговый характер. По итогам процедуры победитель и организатор торгов обязаны заключить соответствующий договор. Те же обязательства по передаче имущества, имущественных прав, выполнению работ, оказанию услуг возникают в сложной правовой структуре: аукционе и заключении договоров на основании их результатов.
Юридически неправильно ограничивать заявку на сделку. В соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации аукционы образуют сложную правовую структуру, которая включает в себя ряд сделок и иных юридически значимых действий. Во всех случаях иски о признании торгов недействительными рассматриваются судом по правилам недействительности оспариваемой сделки.
Таким образом, правила по спорным сделкам применяются к торгам только по аналогии. Учитывая специфику правового характера данного органа, необходимо разработать отдельные правила признания торгов недействительным. Как правило, торги признаются недействительными по решению суда (п. 1 ст. 449 ГК РФ), следовательно, при отсутствии такого решения аукцион, даже при наличии нарушений, будет иметь правовые последствия.
В целом оспаривается торги, а не односторонние обязательные сделки или действия (бездействие), поскольку они не дают прямого юридического результата, который направлен на все действия в целом. Законность отдельных этапов торгов оценивается судом в рамках рассмотрения иска о признании торгов недействительными.
К наиболее частым нарушениям на этапе подготовки к торгам, приводящим к недействительности, можно отнести нарушение требований законодательства, необоснованное допущение (отказ в допуске) к участию в торгах, а также несоблюдение тендерной документации нормативными правовыми актами.
Поскольку торги – это способ заключения гражданско-правового договора, с одной стороны, в соответствии с принципом свободы договора и, в частности, при определении условий, предоставленных сторонам, организатор торгов может предусмотреть в тендерной (аукционной) документации любые требования, предъявляемые к участникам торгов, по форме и содержанию прилагаемых документов. В то же время некоторые виды торгов (например, аукционы, предназначенные для государственных или муниципальных нужд) ограничены законом.
Суд, проверяющий соблюдение законодательства при проведении торгов, вправе расследовать процедуру определения победителя, то есть процедуру оценки предложения и определения оптимальных условий (оптимальных цен), поскольку победитель торгов определяется путем сравнения предложений участников по заранее определенным критериям, и поэтому считается соблюдающим правила торгов только при условии правильной оценки предложений участников. При рассмотрении спора о признании результатов торгов недействительными суд не может принять решение об установлении нового победителя.
Нарушения, совершенные до начала процедуры торгов, то есть до опубликования уведомления о его действиях, не могут рассматриваться как основания для признания процедуры недействительной.