С первых страниц вплоть до последних написанных слов в тексте встречается такое средство художественной выразительности как лексический повтор. Причём, на протяжении всего романа это, как правило, одна и та же фраза – “Утверждает Перейра”. Следует сразу отметить, что это основополагающее явление, стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции.
Главный герой - доктор Перейра - редактор страницы культуры в вечерней газете "Лиссабон". Тучный, говорящий с портретом покойной жены, не терпимый к охраннику в редакции, он изо дня в день совершает примерно одни и те же движения, двигаясь по одному и тому же маршруту, выпивая обычный лимонад-стакан сахара и полстакана лимонада.
“Утверждает Перейра”, роман Антонио Табукки, изданный впервые в 1994 году, кроме того, что это известный итальянский роман, он может быть воспринят как общая картина формирования оппозиционного сознания, как роман рассказывающий о возникновении диалектического и оппозиционного сознания по отношению к существующей доминирующей системе.
История Перейры широко известна, история писателя, журналиста, который прежде живёт в состоянии некоего пассивного принятия, доминирующего во всех направлениях нео-конформизма.
Перейра ничего не хочет знать о политике, Перейра не интересуется повседневной жизнью своей страны Португалии, находящейся под гнётом диктатуры Салазара. Перейра живёт только своей страстью к хронике, прежде всего к культуре, культуре, проживаемой как нечто бестелесное в сравнении с социальной и политической реальностью.
Перейра пишет некрологи авторам и мыслителям того времени, но постепенно у него начинает развиваться некое оппозиционное сознание, этому способствует встреча с молодым итальянцем Монтейро Росси, революционным активистом, который борется против фашизма и диктатуры, и так понемногу, после некоего начального сопротивления, Перейра начинает ставить под сомнение собственное безразличие, можно сказать, собственный политический агностицизм.
Давайте вспомним прекрасные слова, с которыми Грамши в 1917 году выступал против равнодушных, его воинственный крик “Ненавижу равнодушных”. Равнодушие – это балласт истории, это нечто, что за более влиятельной пассивностью в реальности скрывает сильнейшую позицию в пользу прошлого и настоящего, как чего-то, что не должно быть подвержено критике, осуждению, а просто оставлено как есть в тотальном триумфе равнодушия.
У Перейра постепенно созревает оппозиционное сознание, он замечает, что идеи молодого Монтейро Росси, идеологическими, будоражащими сознание, эти идеи имеют свой собственный глубокий смысл, это идеи, заслуживающие глубокого рассмотрения, поскольку разоблачают ту искажённую реальность, сообщницу нео-конформизма, то что мы сегодня зовём единым доминирующим мышлением.
Постепенно у Перейра зреет оппозиционное диалектическое сознание, и он становится сторонником этих идей. Начинает вести борьбу и он, по-своему, по мере своих возможностей, против господствующей системы, исполняя в завершении произведения Табукки великий жест тотального обличения фальсификации социальной жизни Португалии, обличения несправедливости, совершаемой внутри фашистской португальской диктатуры.
В целом, я бы сказал, что кроме того, что роман “Утверждает Перейра” - возможно лучший итальянский роман двадцатого века, по крайней мере с моей точки зрения, это произведение, в котором лучше всего конденсируется, если можно так выразится, задача интелигенции жившей в стиле Грамши и Сартра; как политическая приверженность, культурное использование знаний, обращённых к эмансипации и к формированию некоего морально-интеллектуального блока, как сказал бы Грамши, всё это в силах поднять “национально-народное” на определённый культурный уровень, подвести к обретению оппозиционного сознания.
Общество сегодня создаёт пассивную массу, массу, прогнувшуюся под конформизмом, пассивно принимающую собственное рабство.
Необходимо её преобразовывать, так же, как и Перейру, в носителей оппозиционного сознания, для этого культура абсолютно первостепенна. Культура должна быть передана во всех направлениях таким образом, чтобы это дало возможность обретения оппозиционного сознания.
Как говорил Грамши: “Нам понадобится вся ваша сила, все ваши знания, для борьбы против господствующей несправедливости”.