Преемственность и переход имущества от умерших лиц к их наследникам является базовой задачей наследственного права. Ранние научные работы исследователей российского наследственного права сводились чаще к тому, что наследственный договор противоречит сущности наследования в России. Однако времена изменились. Постепенно все больше цивилистов стали указывать на возможность внедрения в систему права такой формы наследования как договор наследования. Передача собственности в российской правовой системе осуществлялась испокон веков наследниками по закону или по завещанию. В некоторых зарубежных государствах на протяжении уже нескольких сотен лет существует наследственный договор. Гражданское законодательство России предусмотрела такие нововведения лишь к 2019 году. Стоит упомянуть, что и подготовка к изменениям наследственного права заняла не мало лет. Зарождение наследственного договора цивилисты относят к эпохе римского права. Первым государством, перенявшим положения о наследственном договоре, считают Германию. На примере германской модели были основаны Английская и Швейцарская, и гораздо позже-Российская. Договор о наследовании в настоящее время внедрен в правовые системы большинства стран Евросоюза. В целом право наследования в Российской Федерации представляет собой довольно консервативную отрасль. Об этом свидетельствует стабильность и долгая неизменяемость норм. Иные ученые даже берут на себя смелость обозвать новеллу наследственного договора революцией наследственного права.
Наследственный договор характеризуется как двустороннее обязательство, в котором одна сторона обязуется по распоряжению отчуждателя выполнять какие-либо действия взамен на имущество отчуждателя после его смерти. Договор о наследовании фактически является третьей формой наследования имущества. Несмотря на положительный опыт зарубежных стран, чьи положения о наследственном договоре были взяты в основу российского договора о наследовании, нововведенный институт еще достаточно «сырой». Существуют ошибки как формального, логического, так и технически-исполнительного характера норм. Более того, некоторыеиз нововведенных норм являются мертвыми. Проблемным выступает формулировка законодательной нормы, согласно которой, в случае заключения одним наследодателем по поводу одного имущества нескольких договоров, подлежит применению тот наследственный договор, который был заключен ранее. При этом, гарантии возмещения убытков наследникам, с которыми договор о наследовании имущества был заключен ранее отсутствуют.
Изучение форм наследования в сравнении показывает, что наследственный договор, хоть и регламентирует правоотношения связанные с получением наследства, но имеет больше договорную природу, и приоритет ад завещанием в силу двусторонней договорной природы. Наследственный договор должен быть составлен письменно, удостоверен нотариально, и в некоторых случаях зафиксирован видеосъемкой. Российская модель договора наследования— это совокупность Германской и Украинской моделей. Наследственный договор заключается между гражданами, гражданами и организациями, гражданами и юридическим лицом или фондом наследования. Институт наследственного договора подразумевает универсальное правопреемство.
В рамках изучения динамики наследственного договора, установлено, что требуются разъяснения по поводу возможности применения п.7 ст. 1125 ГК РФ касаемо возможности заверения наследственных договоров должностными лицами органов местного самоуправления. Нет единой практики применения положений норм 1152 ГК РФ и 1140.1 ГК РФ. С Целью ликвидации пробелов предложено изменить п.2 статьи 1152 ГК РФ и предложить следующую редакцию: «В случаях, предусмотренных статьями 1118 и 1142 настоящего кодекса не допускается принятие наследства под условием или с оговорками». Действующая редакция Гражданского кодекса не имеет специальной нормы, определяющей порядок и основание изменения и расторжения наследственного договора. Среди оптимальных вариантов циыилисты предлагают использовать положения главы 29 Гражданского кодекса РФ для прекращения или изменения наследственного договора. Договор наследования изменяется или расторгается по согласию сторон, либо при существенном нарушении условий договора недобросовестной стороной. Законодатель закрепил право некоторой категории лиц требовать исполнения обязательств по наследственному договору, но при этом не предусмотрен механизм их реализации. Также отсутствуют и нормы, которые давали бы суду право принуждать стороны к реализации договора наследования. Учитывая проблематику, было предложено два наиболее оптимальных варианта решения проблемы: добавить в Гражданский кодекс РФ статью «Изменение и расторжение наследственного договора», или ст. 1140.1 ГК РФ дополнить п. 13, где предусмотреть: «Изменение и расторжение наследственного договора осуществляется по правилам, предусмотренным статьями 450-453 настоящего кодекса».
Пункт 12 статьи о наследственном договоре по факту закрепляет возможность наследодателя распорядиться имуществом, которое было обещано в наследство наследнику и продолжить недобросовестно пользоваться материальными или нематериальными услугами наследника. Отсутствуют гарантии защиты наследника при возникновении такой ситуации. Для недопущения злоупотреблений со стороны наследодателей предлагается:
1. Предусмотреть изменения для п.10 ст. 1140.1 ГК РФ и установить: «В случае непредвиденного ухудшения материального положения наследодателя, в связи с которым он больше не в состоянии завещать имущество, он вправе осуществить односторонний отказ от сделки по наследственному договору с уведомлением всех сторон договора. Уведомление об отказе наследодателя от наследственного договора подлежит нотариальному удостоверению. Отказавшийся от наследственного договора наследодатель обязан предоставить нотариусы документы, подтверждающие наличие трудной материальной ситуации. Наследодатель принявший решение отказаться от наследственного договора в одностороннем порядке и не предоставивший доказательств наличия трудного материального положения обязан возместить ущерб наследникам».
2. П.12 ст. 1140.1 ГК РФ пересмотреть и сформулировать в следующем виде: «Наследодатель не может распорядится имуществом, являющимся предметом наследственного договора в тайне от наследника. Если при жизни наследодателя выявляется факт распоряжения имуществом и такое распоряжение делает невозможным получение наследником наследства, наследодатель обязан возместить наследнику убытки, понесенные последним в связи с исполнением обязательств по договору».
Основания признания договора недействительным отличаются от завещательного распоряжения, несмотря на возможность применения к наследственному договору норм о завещании. Целесообразным видится предусмотреть дополнительные нормы, устанавливающие основания и порядок признания его недействительным. Дополнительная норма должна иметь название «Недействительность наследственного договора», где должны найти отражение положения пункта 11 статьи 1140.1 в том числе. Оспаривается наследственный договор как при жизни наследодателя по иску одной из сторон, так и после его смерти стороной, чьи права нарушены.
Таким образом в качестве вывода надо отметить важность новелл наследственного права для российского гражданского права. В силу отсутствия юридической практики, пока трудно судить о дальнейшей жизни наследственного договора. Нововведения несомненно приближают Россию к европейской модели правовой системы, однако необходима усердная работа над устранением недостатков.