Введение………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Понятие и составляющие речевого этикета………………………. 6 1.1 Специфика речевого этикета…………………………………………….. 6 1.2 Функции речевого этикета и его единицы……………………………… 5 1.3 Интонация и историческое значение этикета…………………………... 9 1.3.1 Специфика этикета на радио…………………………………………... 11 1.3.2 Специфика эпатажа……………………………………………………. 18 Глава 2. Анализ этикетных формул радиопередач в эфире российских СМИ…………………………………………………………………………… 20 2.1 Организация и методы исследования……………………………….….. 20 2.2 Информационно-аналитические радио программы………………..….. 20 Заключение…………………………………………………………………… 24 Список литературы………………………………….……………………….. 27

Формулы речевого этикета на радио

курсовая работа
Журналистика и СМИ
29 страниц
81% уникальность
2020 год
34 просмотров
Заёнц А.
Эксперт по предмету «Теория и практика СМИ»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Понятие и составляющие речевого этикета………………………. 6 1.1 Специфика речевого этикета…………………………………………….. 6 1.2 Функции речевого этикета и его единицы……………………………… 5 1.3 Интонация и историческое значение этикета…………………………... 9 1.3.1 Специфика этикета на радио…………………………………………... 11 1.3.2 Специфика эпатажа……………………………………………………. 18 Глава 2. Анализ этикетных формул радиопередач в эфире российских СМИ…………………………………………………………………………… 20 2.1 Организация и методы исследования……………………………….….. 20 2.2 Информационно-аналитические радио программы………………..….. 20 Заключение…………………………………………………………………… 24 Список литературы………………………………….……………………….. 27
Читать дальше
Речевой этикет - это правила и принципы, которые помогают людям эффективно общаться. Одной из форм общения выступает речевой этикет на радио, позволяющий доносить слова ведущего радиостанции своим слушателям. Поэтому темой представленной работы явилось «Формулы речевого этикета на радио». Актуальность. Этикет представляет собой набор принятых правил, которые определяют порядок выполнения каждого действия. В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил поведения, система разрешений и запретов, которые организуют моральные и этические нормы. Слово этикет вошло в международный обиход в XVII в. Во времена правления французского короля Людовика XIV на одном придворном приеме гостям раздали карточки с перечислением некоторых правил поведения.


Для того чтобы купить дипломную работу по машиностроению не нужно никаких усилий. Просто заполните форму заказа и мы приступим к написанию вашего диплома.


. От французского названия этих карточек etiuqette произошло слово «этикет», вошедшее во многие языки (от франц. Etiuqette произошло и русское слово - этикетка). Правила общения имеют конкретно-исторический характер, а также обладают национальной спецификой. Вежливое, уважительное отношение к окружающим, лежащее в основе этикета, может быть выражено невербальными средствами: жестами, мимикой, позой, движениями, а также речевыми средствами. Поэтому принято выделять речевой этикет. В процессе воспитания и социализации человек, становясь личностью и лучше овладевая языком, усваивает нормы этических отношений с другими людьми, в том числе и речевых отношений, то есть овладевает культурой общения. Наличие речевого этикета способствует завоеванию авторитета, внушает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, и их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и свободно. Данная курсовая работа посвящена изучению новаций русского речевого этикета на радио. В ней рассматриваются нововведения в области обращений, приветствий, прощаний, а также форм общения (на материале современных средств массовой информации). С тех пор, как в России появились такие средства массовой коммуникации как радио, общество перешло в новую эпоху восприятия информации. Ведь именно по этим информационным каналам происходит трансляция на все социальные группы образцов поведения, идеологий, этикетных форм, а также ценностей, которые наполняют нашу повседневную жизнь. Медийные СМИ посредством культуры проникают в человека, воздействуя изнутри на политику, экономику, мораль и отношения в обществе. С одной стороны, это влияние благотворно, так как построенная по нормам литературная речь радио и телевидения предоставляет образцы употребления слов и их произношения. В то же время, речь средств массовой информации отличается некоторой стандартностью. Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что формы речевого этикета на радио с течением времени принимают новые формы, которые необходимо исследовать. Первая глава посвящена исследованию теоретических вопросов специфики речевого этикета. Во второй главе представлен анализ этикетных формул радиопередач в эфире российских СМИ. В заключении подведены итоги и сделаны выводы исследования. Обзор используемых источников информации. Курсовая работа написана при использовании культурологической литературы по теории следующих авторов: А. Кольчина, В. Бурякова, В. Моисеева, В. Ниссен, В. Химик, Е. Земская, Е. Селиверстова, И.В. Жилавская, Л. Волкова, Л.В. Шарончикова, Н. Буре, С.Г. Скворцов, С.Н. Ильченко, Т. Карасева, Т. Милехина, Ю.А. Ковалгин. Представленные авторы определяют и раскрывают понятие и составляющие речевого этикета и специфику этикета на радио. Представленные литературные источники дают возможность ознакомиться подробнее с понятием речевой этикет и со спецификой радиоиндустрии. Для выполнения анализа в практической части были также использованы следующие материалы: официальные сайты радиостанций «Зенит» (89.7 FM), «Европа Плюс» (106.2 FM), «Record» (98.4 FM). Объектами исследования являются диалоги радиоведущих современных средств массовой информации со слушателями, в которых наглядно демонстрируются случаи проявления русского речевого этикета. В виде предмета исследования представлены различные обращения, приветствия, прощания и формы, которые будут рассматриваться с позиции новых явлений радиоэфира. Цель работы – проследить новые тенденции в этикетных формах обращений, приветствий, прощаний и в целом общения, используя материалы современных радиопередач в конкретных средствах массовой информации. Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что решение проблем, рассмотренных в тексте имеет теоретическое и прикладное значение для преподавания как современного русского языка, так и русского как иностранного, а также для работников в сфере массовой информации. Задачи, поставленные для достижения цели:  дать определение речевому этикету, рассмотреть его специфику, функции и определить роль речевого этикета в общении;  рассмотреть новации в области обращений, приветствий, прощаний в радио индустрии;  исследовать новые тенденции в употреблении обращений в прямом эфире российских СМИ. Методологической базой данного исследования стал анализ эфира конкретных отечественных радиопередач. Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, которые раскрывают понятие и составляющие речевого этикета, а также дают возможность проанализировать этикетные формулы радиопередач в эфире российских СМИ; и также работа состоит из заключения, в котором обобщены полученные выводы курсовой работы, и списка литературы, показывающего используемые материалы данной работы. 

Читать дальше
В проделанной курсовой работе были определены основные тенденции в этикетных формах обращений, приветствий, прощаний и ты-/вы  форм общения, используя материалы современных радиопередач конкретных средств массовой информации. Также, в тексте работы было дано определение речевому этикету; была рассмотрена его специфика и функции. Кроме того, удалось выделить новации в области этикетных формул и исследовать новые тенденции в употреблении обращений в прямом эфире. Этические высказывания занимают значительное место в различных ситуациях социального общения. С одной стороны, они регламентированы, условны, с другой стороны, они направлены на поддержание эмоционального состояния пациента, так что речевой этикет во многом определяет успех речевого взаимодействия. Поэтому постановка вопроса обусловлена значительной ролью речевого этикета в массовой коммуникации и динамических процессов, вызванных глобализацией, поэтому нет сомнений в том, что невозможно обсуждать реальные проблемы филологии без обращения к сфере информационного обслуживания, которое возникает при активном функционировании каналов массовой коммуникации. Последние десятилетия характеризуются изменением пропорций между письменной и устной версиями языка массовой коммуникации в пользу устной речи, что в первую очередь связано с интенсивным развитием радио и телевидения. Это привело к расширению границ публичного устного выражения мнений, при этом очень важное место занимают аналитические, развлекательные и новостные радиопередачи. В области речи устные СМИ разрабатывают виды речевых стратегий, собственную систему речевой деятельности и качественно новые типы текстов. В ходе проведения исследования было установлено, что безличная и безадресная модель речи в эфире безнадежно устарела, сменившись речью личной и направленной на конкретного адресата. Такое положение вещей коснулось не только радио, но и затронуло печатную прессу: - в газетах практически полностью исчез жанр передовицы, публикуемой без подписи; - кардинально изменились законы жанра интервью–интервьюер перестал быть просто человеком, задающим вопросы, теперь он стал собеседником. А также то, что речевой этикет проявляется в различных речевых жанрах, выработанных в социуме для осуществления этикетной функции. К их числу исследователи относят знакомство, приветствие, прощание, извинение, благодарность, просьбу, согласие, отказ, комплимент, соболезнование, поздравление, светскую беседу. Материал практической части курсовой работы показал, что речевой этикет в строгой форме сохранился лишь в информационно-аналитических передачах российского эфира (программа «Время», «Вечерние новости», «Вести недели»). Форма имени-отчества по-прежнему остается одной из самых частотных форм обращения в эфире, вне зависимости от жанра передачи, правда, в некоторых случаях она употребляется для усиления иронии сказанного. («Марья Кирилловна, вы буквально нас ослепили»  говорит ведущий в адрес четырехлетней гостьи программы «Поле Чудес»). Во всех СМИ в наши дни наблюдается тенденция к сближению между адресатом, происходит процесс преодоления разобщенности между ними. Журналисты используют яркие языковые средства для привлечения внимания аудитории. Отсюда использование ими в речи фамильярных просторечно  разговорных форм, зачастую стилистически сниженных (В Москве-Московушке восемь часиков). Раскованное поведение в эфире получило название эпатаж. В настоящий период наиболее заметны изменения этикетных формул обращения, приветствия и прощания, так как в речевом общении данные формулы и выражения создают рамочное обрамление текста. Тенденция смены передач, ориентированных на книжный тип речи, «свободным говорением», привела к тому, что публичная речь стала более разговорной, живой, образной, лаконичной, лишенной привычных штампов. В настоящее время радио все чаще использует «свободные» жанры, что привело к возникновению передач «разговорного» жанра и новых рубрик. На пике популярности сегодня находятся телепередачи типа ток-шоу (от англ. слова «разговор, беседа, дискуссия» и «показ, зрелище»), где ведущий ведет дискуссию с приглашенными в студию гостями. Современное радио и телевидение все чаще использует жанры интервью, репортажа, беседы, дискуссии, диспута «за круглым столом». Как следствие – переход на простой язык, доверительный тон собеседников, живые речевые формы, которые соответствуют устной публичной речи, несмотря на то, что она обычно опирается на заранее продуманный или подготовленный письменный текст. Таким образом, язык СМИ находится в самом центре стилистической системы современного русского языка, оказывая мощное влияние на литературную речь, в том числе и на речевой этикет. Многие словесные новшества, прежде чем получить всеобщее распространение, возникают и апробируются именно в языке СМИ, а наблюдения за развитием языка позволяют лучше понять, почувствовать те изменения, которые происходят в социальной и культурной жизни общества. Таким образом, стоит добавить, что представленная работа была весьма полезной, она позволила детально рассмотреть специфику формул речевого этикета на радио. Иными словами, результаты, что были получены в ходе написания представленной работы, будут применимы для дальнейшего профессионального опыта.
Читать дальше
1. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи : монография / И.В. Жилавская. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. - 243 с. 2. Земская Е. Русская разговорная речь. Лингвистический анализ и проблемы обучения. Учебное пособие. М.: ЛитРес, 2020. - 432 с. 3. Ильченко С.Н. Современная трэвел-журналистика / С.Н. Ильченко. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. - 344 с. 4. Ковалгин, Ю.А. Стереофоническое радиовещание и звукозапись: Учебное пособие для вузов. - , стереотип. / Ю.А. Ковалгин, Э.И. Володин, Л.Н. Кацнельсон. - М.: РиС, 2015. - 720 c. 5. Кольчина А. Радио Cвобода как литературный проект. Социокультурный феномен зарубежного радиовещания. М.: Litres, 2019. - 340 с. 6. Милехина Т., Химик В., Селиверстова Е., Моисеева В., Буре Н., Борякова В., Волкова Л. Культура речи и деловое общение. Учебник и практикум для СПО. М.: Litres, 2018. - 314 с. 7. Ниссен В., Карасева Т. Русский речевой этикет: учебное пособие. М.: Litres, 2016. - 224 с. 8. Рихтер, С.Г. Цифровое радиовещание. 2-е изд., стер / С.Г. Рихтер. - М.: ГЛТ, 2015. - 352 c. 9. Скворцов А.А. – Этика. Базовый курс. Учебник – Москва,  2015. – 43 с. 10. Шарончикова, Л.В. Радиовещание и телевидение Франции / Л.В. Шарончикова. - М.: Изд. МГУ, 2015.  224 c. Материалы исследования 1. «Радиостанция «Зенит». 89.7 FM». Официальный сайт http://www.radiozenit.ru/ 2. «Радиостанция «Record». 98.4 FM». Официальный сайт http://www.radiorecord.ru/ 3. «Радиостанция «Европа Плюс». 106.2 FM». Официальный сайт https://europaplus.ru/
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Криминалистическое исследование следов орудий и инструментов Республики Беларусь
Количество страниц:
35
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Криминалистика
курсовая работа
особенности сестринского уход за пациентками с послеродовыми осложнениями
Количество страниц:
49
Оригинальность:
42%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Сестринское дело
курсовая работа
Порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя
Количество страниц:
24
Оригинальность:
66%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Трудовое право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image