Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования и исполнения бюджета субъектов Российской Федерации 5
1.1 Бюджетная система Российской Федерации: понятие и структура 5
1.2 Особенности формирования и исполнения бюджета субъектов 9
2 Анализ бюджета субъекта Российской Федерации на примере бюджета Сахалинской области за 2017-2018 год 17
2.1 Основные характеристики бюджета Сахалинской области за 2017-2018 год 17
2.2 Анализ доходной части 18
2.3 Анализ расходной части 22
3 Проблемы функционирования региональных бюджетов и
пути их решения 25
3.1 Проблемы формирования и исполнения бюджета Сахалинской
области 25
3.2 Мероприятия по повышению эффективности формирования и исполнения бюджета Сахалинской области 26
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 34
Читать дальше
В условиях рыночной экономики эффективность системы бюджетных отношений – одна из приоритетных задач, решение которой влияет на результаты реформ, проводимых в бюджетном законодательстве.
Нестабильная ситуация в мировой экономике в целом, прямым образом оказывающая влияние на ситуацию в Российской экономике, обуславливает недостаточность финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы, в связи с чем особого внимания требует вопрос грамотности организации бюджетного процесса. Одним из важных условий полноценного выполнения задач, возложенных на государственные органы субъекта РФ, является планомерность формирования и распределения бюджетных средств на протяжении всего бюджетного процесса.
В ходе исследования изучили общие положения бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации, рассмотрели региональные бюджеты (бюджеты субъекта РФ) как элемент структуры бюджетной системы государства.
Бюджеты субъектов РФ представляют собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Бюджетный фонд субъекта Федерации является государственной собственностью. Региональные бюджеты – составная часть финансовой системы Российской Федерации.
В российской действительности процесс формирования доходов бюджетов территорий находится в прямой зависимости от положений федерального законодательства. Налоговые платежи составляют основу доходов любого бюджета. Сумма собранных налогов и сборов должна покрывать большей частью статьи расходов бюджетов. Однако проводимая в последние годы реформа в сфере налогообложения не в полной мере обеспечивает указанные предпочтения. Бюджеты бюджетной системы большинства регионов выполняют плановые назначения благодаря усилиям центра. Для самостоятельного обеспечения территорий возникает потребность в изыскании дополнительных финансовых резервов, способствующих в дальнейшем наращиванию собственной доходной базы бюджетов. Основным элементом таких финансовых резервов должны стать региональные и местные имущественные налоги.
В ходе функционирования регионального бюджета возникают экономические отношения между органами исполнительной власти региона (государством) и экономическими субъектами; государственными структурами и населением; государственными ведомствами (региональный уровень) и непроизводственной сферой. В большинстве случаев эти взаимоотношения количественно измеримы в стоимостном масштабе.
Помимо теоретических и нормативно-правовых аспектов формирования и исполнения бюджетов РФ, ознакомились и проанализировали бюджет Сахалинской области за 2017-2018 гг.
Анализ доходной части бюджета Сахалинской области за 2017-2018 гг. подтвердил, что основную часть доходов бюджета составляют налоговые платежи (около 50%).
На текущий момент Сахалинская область, один из двух российских регионов без госдолга (второй – Севастополь), планирует начать 2021 год с масштабных заимствований. Это стало известно по итогам прошедших в регионе в режиме онлайн публичных слушаний. По словам председателя правительства Алексея Белика, уже в январе властям придется привлекать межбюджетный заем в 8,5 млрд. руб. [13], он потребуется для покрытия кассового разрыва и финансирования текущих обязательств региона.
Профицитный регион (доходы бюджета в 2020 году составляли более 178 млрд. руб. при населении менее 500 тыс. человек), в котором еще два года назад всерьез опасались, что часть средств бюджета могут так или иначе перераспределить на нужды менее обеспеченных соседей по ДФО, превращается в должника на фоне пандемии коронавируса и кризиса на нефтяных рынках.
В рамках исследования основной проблемой бюджета Сахалинской области 2017-2018 гг. обозначена его дефицитность. Приведены меры, которые уже реализуются в бюджетной политике региона и обозначены возможные для внедрения задачи по улучшению ситуации, но в текущих условиях всемирной пандемии говорить о их жизнеспособности преждевременно.
Реализация задач и направлений, обозначенных в курсовой работе, призвана совершенствовать процесс формирования и исполнения бюджет Сахалинской области.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ – (дата обращения 12.11.2020 г.)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ – (дата обращения 12.11.2020 г.)
3. Закон Сахалинской области от 19.12.2016 № 112-ЗО Об областном бюджете Сахалинской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов // [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:https://openbudget.sakhminfin.ru/Menu/Page/455 – (дата обращения 12.11.2020 г.)
4. Агузарова Ф.С. Роль региональных и местных налогов в формировании доходов консолидированных бюджетов субъектов России // Международный бухгалтерский учет. – 2020. – № 3. – С. 329 - 341.
5. Белозерова К.С. Методы обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, их правовое закрепление // Актуальные проблемы российского права. – 2019. – № 11. – С. 27 - 33.
6. Седых Н.В., Прокопова А.С. Бюджет Краснодарского края как элемент региональной финансовой системы // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2015. – № 56. – С. 133-139.
7. Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2019. – 272 с.
8. Сулейманов М. М. Особенности формирования региональных бюджетов / М. М. Сулейманов, З. А. Салимханов. – Текст: непосредственный // Экономика, управление, финансы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). – Краснодар: Новация, 2015. – С. 127-129. – URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/204/8593/ – (дата обращения: 13.11.2020).
9. Трофимов А.А. Структуры бюджетных систем России и Китая: общее и особенное // Финансовое право. – 2019. – № 12. – С. 24 - 28.
10. Федорова А.Ю., Дорожкина Н.И., Турбина Н.М. Особенности формирования регионального бюджета // Социально-экономические явления и процессы. – 2017. – Т. 12. № 5. – С. 144-153.
11. Финансовое право: учебник / под общ. ред. Э.Д. Соколовой; отв. ред. А.Ю. Ильин. М.: Проспект, 2019. – 592 с.
12. Бюджет 2018 года исполнен эффективно // [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.dumasakhalin.ru/news/20190620-0 – (дата обращения 13.11.2020 г.)
13. Васильев С. Сахалин учится жить в госдолг // Коммерсантъ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4566860 – (дата обращения 13.11.2020 г.)
14. Климанов В. Бюджет Сахалинской области сильно наполняется доходами, но в последующие годы может произойти их сокращение // [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://regcomment.ru/opinions/byudzhet-sahalinskoj-oblasti-silno-napolnyaetsya-dohodami-no-v-posleduyushhie-gody-mozhet-proizojti-ih-sokrashhenie/ – (дата обращения 13.11.2020 г.)
15. Открытый бюджет Сахалинской области // [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://openbudget.sakhminfin.ru/ – (дата обращения 13.11.2020 г.)
Читать дальше