Общение — это естественное явление, это акт взаимодействия с людьми и обмена с ними информацией. Существует два типа общения-вербальное и невербальное. Вербальная коммуникация — это форма общения, в которой используются слова для обмена информацией с другими людьми либо в форме речи, либо в письменной форме.
Напротив, невербальная коммуникация не использует слова для передачи чего-либо, но используются некоторые другие способы, то есть там, где коммуникация происходит посредством невысказанных или неписаных сообщений, таких как язык тела, мимика, язык жестов и т. д
Общение охватывает все стороны человеческих контактов. Это и контакты с природой, и с соседями, и на работе. Процесс обмена информацией и влияния на всех участников общения делится на две большие группы. В этих группах должны осуществляться все функции общения, иначе оно не будет продуктивным. Вербальная коммуникация предполагает словесную передачу информации. В этом процессе кто-то говорит, а кто-то слушает. Невербальная коммуникация происходит за счет осуществления оптикокинетической системы знаков. Здесь уместны жесты, мимика, пантомимика, особое внимание уделяется тону и интонации, происходит контакт глазами. Такой способ общения внешне выражает внутренний мир человека, его личностное развитие.
Как вербальная, так и невербальная коммуникация играет очень важную и неоспоримую роль в коммуникативном процессе. Следующие пункты подробно объясняют разницу между вербальной и невербальной коммуникацией:
Использование слов в общении — это вербальная коммуникация. Общение, основанное на знаках, а не на словах — это невербальное общение.
- В вербальном общении между отправителем и получателем гораздо меньше шансов на путаницу. И наоборот, вероятность непонимания и путаницы в невербальном общении очень велика, поскольку использование языка не делается.
- В вербальной коммуникации обмен сообщениями происходит очень быстро, что приводит к быстрой обратной связи. В противоположность этому невербальная коммуникация основана в большей степени на понимании, которое требует времени и, следовательно, является сравнительно медленным.
- В вербальном общении присутствие обеих сторон в месте общения не обязательно, так как это также может быть сделано, если стороны находятся в разных местах. С другой стороны, для эффективного невербального общения обе стороны должны быть там, во время общения.
- Словесное общение удовлетворяет самое естественное желание человека-говорить. В случае невербальной коммуникации чувства, статус, эмоции, личность и т. д. Очень легко передаются посредством действий, совершаемых участниками коммуникации.
Стоит отметить возможность использования полученных результатов на практике. Данная работа, представляет собой теоретический анализ средств и способов вербального и невербального общения, практическая ценность данной работы заключается в том, что она представляет научно обоснованные рекомендации по тому, как формировать и использовать навыки вербального и невербального общения для получения наиболее эффективного результата. Исходя из данных, что около 70% информации человек воспринимает именно по каналам невербального общения, для человека очень значимым являются знания о том, как уметь распознавать и правильно пользоваться её средствами.
Также, работа имеет значение для учебного процесса и жизни в целом, ведь невозможно представить человека вне социума, а значит вне общения, а данная работа описывает как использовать средства вербальной и невербальной коммуникации так, что бы сделать общение максимально результативным.
Изучение взаимодействия вербальных и невербальных средств коммуникации ведется довольно давно. Исследование данной области перспективно и представляет большой интерес.