Не хотите писать диплом сами? Попробуйте заказать написание дипломной работы по банкротству у Work5! Мы выполним работу в соответсвии со всеми требованиями вашего ВУЗа.
. Это взаимодействие позволяет ребенку понять мир межличностных отношений, различные виды деятельности и социальные функции людей [3, с. 105]. Социальные способности, умение общаться с окружающими людьми - неотъемлемая часть самореализации человека, его успешности в различных делах, расположения и любви к окружающим людям. Формирование этой способности - важное условие нормального умственного развития ребенка, а также одна из основных задач его подготовки к следующей жизни. Большинству детей не только дошкольного, но и школьного возраста очень трудно общаться со сверстниками, им неловко обращаться за помощью к взрослым, а в некоторых случаях они даже не реагируют на обращенную речь из-за смущения. Они не умеют поддерживать контакт, адекватно выражать свое отношение к людям, создают конфликты и сами ищут спасения. Развитие речи - успех каждого человека, поэтому коммуникативные навыки ребенка занимают особое место и ценность в образовательном процессе человечества и оцениваются как показатель высокого умственного развития. Коммуникативные навыки формируются в дошкольном возрасте, поэтому следует уделять внимание развитию коммуникативных навыков в дошкольных образовательных учреждениях [6, с. 96]. Актуальность темы также обусловлена огромной важностью общения для формирования личности, психики, развития и становления ребенка. Дети дошкольного возраста общаются для игровой деятельности, координируют свою игровую деятельность, помогают друг другу и делятся впечатлениями. Игра не возникает спонтанно, а развивается в процессе обучения. Как сильный стимул развития ребенка, он формируется под влиянием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно с участием взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия создается подлинно человеческая детская игра. В игре дошкольник развивается, общается, приобретает тот или иной опыт. Игра в руках опытного и грамотного педагога превращается в мощное оружие для развития и воспитания дошкольников, руководя процессом детской игры, организуя жизнь детей в игровой деятельности, педагог влияет на ребенка, его эмоции, чувства, поведение [7, с. 19]. Игра - одна из форм самостоятельной деятельности детей, в которой дети чувствуют себя комфортно, легко контактируют со своими сверстниками [8, с. 109]. Мотивы детской игры являются основным предметом рассмотрения при изучении психологических механизмов детской игры. Мотивы ребенка определяются, с одной стороны, желанием ребенка подражать взрослому, а с другой - желанием ребенка поддерживать внутреннюю логику действия. Согласно Л.С. Выготскому, «игра - это иллюзорная реализация неосуществимых тенденций» и «возникает из столкновения двух тенденций: образования обобщенного аффекта, связанного с желанием реализовать мотивы, которые еще не могут найти свое выражение из-за особенностей психического развития ребенка и сохраняя прежнюю тенденцию к немедленному осуществлению желаний» [12, с. 66]. В исследовании Н.В. Абрамовой изучались положение и положение ребенка в группе по отношению к успехам ребенка в конструктивной деятельности. Было показано, что рост успеха в этой деятельности увеличивает количество позитивных форм взаимодействия и повышает социометрический статус ребенка. Успех в деятельности положительно влияет на активность ребенка в общении и на положение ребенка в группе сверстников [1, с. 27]. Однако при оценке успеха любой деятельности важен не столько ее объективный результат, сколько признание этого успеха другими. Если окружающие признают успех ребенка, отношения с ним улучшаются. По мнению С.П. Баранова, успех в деятельности повышает активность детей в общении: они начинают реализовывать свои претензии, стремятся быть узнаваемыми. Узнавание других людей увеличивает активность детей в общении, а непризнание снижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться со взрослыми и сверстниками. Все это влияет на положение ребенка в группе [5, с. 157]. Итак, в основе успешного общения дошкольников лежит их активность - либо умение организовывать совместные игровые занятия, либо успех продуктивной деятельности. Есть еще одно направление работы, в котором феномен детской популярности анализируется с точки зрения потребностей ребенка в общении и степени удовлетворения этой потребности. В основе этих работ лежит позиция К.А. Абульхановой о том, что «формирование межличностных отношений и привязанностей основывается на удовлетворении коммуникативных потребностей». Если содержание общения не соответствует уровню коммуникативных потребностей субъекта, то привлекательность партнера снижается и, наоборот, адекватное удовлетворение базовых коммуникативных потребностей приводит к симпатии и предпочтениям конкретного человека, удовлетворившего эти потребности [2, с. 211]. Результаты экспериментальной работы, проведенной под руководством С.Л. Козловой, показали, что наиболее предпочтительными детьми были дети, проявляющие доброжелательное внимание к партнеру [28, с. 116]. Описывая обобщенный портрет популярного ребенка, Л.А. Венгер выделяет такие ключевые характеристики, как чувствительность к влиянию сверстников, доброжелательное внимание к другим, отзывчивость и адекватное содержание общения. Игровые технологии способствуют развитию именно таких качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникации в группе и вне ее [9, с. 85]. Объект исследования: коммуникативные качества старших дошкольников. Предмет исследования: процесс развития коммуникативных качеств старших дошкольников. Гипотеза исследования: коммуникативные качества старших дошкольников будут развиваться эффективнее, если использовать в работе с ними игровые технологии. Цель исследования: развивать коммуникативные качества старших дошкольников с помощью игровых технологий, включенных в программу. Задачи исследования: 1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2) провести диагностику коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста; 3) составить программу для развития коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий. 4) провести повторную диагностику и проанализировать полученные результаты. Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды философов, социологов, педагогов и психологов по проблеме коммуникативного развития старшего дошкольного возраста (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Т.А. Репина, А. А. Рояк, В.С. Мухина, Т.В. Антонова, О.М. Гостюхина и др.). Методы исследования: теоретический анализ, изучение и анализ педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение. Практическая значимость исследования заключается разработке педагогических рекомендаций для воспитателей и анализ результатов внедрения игровых технологий в педагогический процесс старшей группы дошкольного учреждения, для формирования коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста. База исследования: детский сад №12 города Омск, 40 старших дошкольников 5 – 6 лет. Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы. Также каждая глава имеет выводы.