ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА К КНИГЕ 5
1.1. Проблема приобщения дошкольника к книге 5
1.2. Роль книги в развитии дошкольника 8
1.3. Семейное чтение как средство приобщения ребенка к книге 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ В ПРИОБЩЕНИИ ДОШКОЛЬНИКА К КНИГЕ 19
2.1. Организация исследования 19
2.2. Результаты диагностики 20
2.3. Комплекс мероприятий для приобщения детей к книге путем совместного чтения с родителями 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
Читать дальше
В работе изучались вопросы приобщения к детской книге дошкольников.
Для решения поставленных задачи нами был проведен анализ основных образовательных программ, психолого-педагогической литературы.
В результате анализа нами выявлено, что оптимальным периодом для развития интереса к детской книге является дошкольный возраст.
Одной из наиболее актуальных проблем дошкольного образования является приобщение дошкольников к художественной литературе, восприятие произведений разных литературных жанров. Возникновение данной проблемы обусловлено тем, что в век информационных технологий обнаруживается подлог истинного чтения художественной литературы другими источниками информации, такими как телевидение, аудио- и видеопродукция, компьютер.
Детская книга является средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, кроме того, она способствует развитию речи дошкольников.
В ДОУ приобщение дошкольников к художественной литературе происходит через реализацию образовательных программ дошкольного образования.
В свою очередь, для формирования приобщения к детской книге у дошкольников нами выделено такое условие: привлечение родителей в процесс формирования приобщения дошкольников к книге.
Начинать надо с источника всего — дома, семьи. В подавляющем своем большинстве сегодняшние родители — люди нечитающие
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе занимает одно из центральных мест в современной педагогике и психологии. Приобщая детей к художественной литературе, развивается личность каждого ребенка. Из-за недостаточного внимания к художественной литературе, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства.
Итак, подводя итог, можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.
Нами проведено исследование по выявлению приобщения детей старшего дошкольного возраста к книге. В результате качественного анализа полученных результатов нами сделан вывод о том, что большинство детей группы имеют средний и низкий уровень сформированности интереса к книге и чтению.
Также в ходе анкетирования родителей, нами отмечено, что сами родители не уделяют достаточно внимания чтению.
Проведение констатирующего эксперимента показало, что не все родители ясно представляют воспитательное значение литературы для дошкольников; не уделяют внимание тому, в какое время, сколько и как нужно читать ребенку, не обладают достаточными знаниями о восприятии детьми художественной литературы.
Для решения рассмотренных проблем, нами был подобран комплекс мероприятий.
Подобранный нами комплекс мероприятий направлен на развитие интереса к книге у детей старшего дошкольного возраста и может быть рекомендован к использованию в дошкольных образовательных организациях, что в дальнейшем будет способствовать положительному результату освоения детьми школьной программы.
Комплекс мероприятий направлен на решение задач: приобщить родителей к книжной литературе, расширить представления о важности чтения книг, способствовать поддержанию семейного чтения, привлечь родителей к совместным мероприятиям с ДОУ по приобщению детей к художественной литературе.
Экспериментальная работа с родителями была направлена на повышение у родителей уровня педагогической компетенции, оказании помощи в решении проблем семейного воспитания, осознании места художественной книги как средства семейного воспитания детей дошкольного возраста.
Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи решены.
Результаты исследования могут применяться для развития приобщения к книге детей дошкольного возраста
Читать дальше
1. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе», М.- Мозаика-Синтез, 2010 – 150 с.
2. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., доп. М.: ТЦ Сфера, 2015. - 228 с.
3. Бреус В. Д. Проблема литературного образования детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель дошк. образов. учреждения. — 2019. — № 2. — С. 96-100.
4. Гриценко З.А. «Развитие интереса к книге у детей дошкольного возраста» Детский сад: теория и практика. 2020. - № 6. - С. 6-13.
5. Еремина Ю.С., Ковалева Е.А., Полупанова А.Б. Анализ современных программ по речевому развитию детей дошкольного возраста / Наука и инновации в современных условиях: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Оренбург, 08 марта 2018 г.). – в 2 ч. Ч.1. – Стерлитамак: АМИ, 2018. – 228 с. – С. 38-43.
6. Климова С., Марченко Н. Пути формирования интереса к чтению в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 2014. № 7. С. 45-50.
7. Мисник Л. В. Развитие дошкольников в процессе тесного взаимодействия родителей, детей и педагогов в мире культуры и искусства / Л. В. Мисник, В. Каминская // Дошкольная педагогика. — 2015. — № 3. — С. 66-68.
8. Муличенко В. М. Место художественной литературы в досуговой деятельности дошкольника // Детский сад: теория и практика. — 2015. — № 3. — С. 100-103.
9. Симакова Э.С. Воспитательный потенциал современной семьи в зеркале семейной педагогики // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога : материалы V Всерос. науч.-практ. конф., Евпатория, 12-13 апреля 2018 г. – Симферополь, 2018. – С. 92-94.
10. Балаганская З.В., Николаева Л.В. Современные технологии воспитания интереса к книге дошкольников [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6.; Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28370
11. Голубева Е.И. Ресурсы, мотивы и стимулы детского и подросткового чтения. На материале исследований начала ХХI века //Официальный сайт Русской Ассоциации Чтения [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rusreadorg.ru/issues/hl/hl3-16.htm.
12. Кашкаров А.П. Приобщение к чтению: инновации для родителей, инструментарий библиотекаря : практ. пособие / А.П. Кашкаров. – М. : Либерея-Бибинформ, 2012. – 95 c. ; То же [Электронный ресурс]. – Электронный ресурс: http://www.kodges.ru/static/read_86706_1_24.html .
13. Фролова О. А. Роль художественной литературы в воспитании детей и развитии их речи : консультация для воспитателей [Электронный ресурс] // Все для детского сада – Режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2324.html
14. Шашерина Е. А. Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://d25107.edu35.ru/index.php/2011-05-12–11–54– 00/2011-05-17-08-01-17/95-2011-05-23-10-01-30.html.
15. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях д/с / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон. и др.М.: Просвещение, 2014. - 232 с.
Читать дальше