Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения развития словаря детей старшего дошкольного возраста 5
1.1.Формирование лексикона как основная задача речевого развития детей дошкольного возраста 5
1.2.Окружающий мир как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста 10
Глава 2.Работа по формированию словаря детей старшего дошкольного возраста 13
2.1. Исследование уровня словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста 13
2.2.Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром 16
Заключение 22
Список литературы 24
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
1.Своевременное развитие словаря – одно из существенных условий подготовки к школьному обучению. Дети, не обладающие необходимым лексическим запасом, чувствуют немалые проблемы в обучении, не обретя оптимальных слов для формулировки собственных идей. Педагоги замечают, что обучающиеся с достаточно обильным словарем правильнее принимают решение арифметических задач, проще овладевают навыком чтения, грамматикой, конструктивнее в интеллектуальном труде на уроках.
Развитие речи и словаря дошкольника, освоение обилия родного языка является одним из ключевых компонентов развития личности, усвоения выработанных ценностей национальной культуры, непосредственно сопряжено с интеллектуальным, моральным, эстетическим развитием, считается приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников. Проводя лексикографическую работу, в то же время появляется возможность решения проблемы нравственного и эстетического воспитания. Посредством слова создаются мораль, навыки действия.
2.В отечественной методологии преподавания русского языка, деятельность над словом рассматривается не только лишь в тесном, прагматическом нюансе (развитие речевых способностей). Устои уроков родного языка – это задания воспитания нравственности, гражданственности. Значительную роль содержит педагогический потенциал лексики, способствующий сформировать нравственные ориентиры.
Отличительная черта словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной деятельностью. Обогащение лексикографического запаса проходит в процессе ознакомления с находящейся вокруг средой, в совершенно всех типах детской работы, повседневном существовании, общении. Лексикографическая деятельность в упражнениях основывается на выделении свойств и качеств объектов, по этой причине педагог обязан обладать способностью сформировать их кропотливое сенсорное исследование.
3.Методы обследования закладываются у ребенка в ходе обучения на этих же упражнениях. Формирование приемов обследования предполагает четких предписаний педагога к употреблению исследовательского воздействия, соответственного вычленяемому качеству. Наглядный материал предоставляется для функциональных исследовательских операций любому ребенку, для того чтобы гарантировать усвоение слов, означающих свойства и качества объектов, на базе их определения и восприятия.
4.Формирование способностей речевого общения дошкольников подразумевает вовлечение в жизнедеятельность детей в детском саду умышленно спроектированных ситуаций общения (персональных и групповых), в которых педагог определяет конкретные вопросы формирования речи, а дошкольник принимает участие в независимом общении. В этих моментах обогащается лексикон, накапливаются методы формулирования замысла, образовываются обстоятельства для улучшения осмысления речи.
Ознакомление с окружающим миром в развивающей работе по формированию словарного запаса старших дошкольников помогает педагогам ДОУ строить занятия более интересно, занимательно, широко внедряя в их процесс различные схемы и модели: творческое преобразование хода повествования, занимательные вопросы и задания на развитие творческого мышления, что позволяет значительно расширить словарный запас детей.
Читать дальше
1.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru(дата обращения 10.11.2020).
2.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 272 с.
3.Арушанова А.Н., Рычагова Е.К., Дурова Н.К. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2018. – №10. – С. 12-19.
4.Добронравова О. В. Развитие словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru (дата обращения 10.11.2020).
5.Куликовская Т.Б. 100 упражнений для формирования словаря дошкольника. - М.: АСТ Серия: Родничок, 2015. - 93 с.
6.Лопухина И.С. Вопитательные 550 занимательных упражнений по развитию речи. - М.: Аквариум, 2018. - 384 с.
7.Лукашова С.Ю. Развитие словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром с помощью интерактивно-развивающих игр [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru (дата обращения 10.11.2020).
8.Митенкова Т.В., Анищенко Л.К., Митенкова Е.В. Сказка как средство обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2016. – №21. – С. 893-896.
9.Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго, 2019. - 64 с.
10.Основные этапы нормального речевого развития ребенка // Основы воспитательной работы с детьми: учебное пособие для воспитателей, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2017. - 240 с.
11.Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром: кн. для работников дошк. учреждении. ‒ М.: Просвещение, 2017. ‒ 224 с.
12.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2017. - 223 с.
13.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: Академический проспект, 2017. - 399 с.
14.Сохин М.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских садов. - М.: Просвещение, 2018. - 223 с.
15.Тихеева Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2019. - 144 с.
16.Толемишова И.К. Развитие словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru (дата обращения 10.11.2020).
17.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2019. - 256 с.
18.Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. - М.: Просвещение, 2018. - 240 с.
19.Филичева Т.Б., Соболева А.В., Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. - М.: Литур, 2018. - 61 с.
20.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2018. - 64 с.
Читать дальше