Подводя итоги исследования категории «аттестация» в трудовом праве в целом, можно отметить, что принятый в 2001 г. Трудовой кодекс Российской Федерации, а также постоянно увеличивающаяся дополнительная нормативно-правовая база для сертификации в различных его редакциях указывают на наличие объективная необходимость дальнейшего развития соответствующих исследований. Действующее трудовое законодательство и другие нормативные материалы по рассматриваемым вопросам еще не в полной мере отражают экономические, социальные и другие реалии нового времени. Их пытаются отрегулировать и привести в соответствие с объективными требованиями. Но, несмотря на это, необходимо отметить недостаточную проработку нормативных актов. Например, в числе проблемных вопросов сертификации сотрудников - отсутствие понятия «сертификация», поэтому о содержании этого термина сегодня можно судить только исходя из соответствующего контекста.
В настоящее время существует множество нормативных актов, регулирующих аттестацию для разных категорий работников, но для уточнения процедуры аттестации, создания дополнительных гарантий для работников с учетом особенностей организации труда и характера работы в организации допустимо принятие соответствующих местных нормативный акт. В этом документе можно определить состав и создание аттестационной комиссии, дату аттестации, круг аттестованных рабочих, категории работников, не подлежащих аттестации, метод аттестации, критерии аттестации сотрудников, порядок принятия решений, виды решений, принимаемых по результатам аттестации.
Необходимо разработать единые стандарты, определяющие понятие сертификации, ее цели, задачи и виды, решать вопросы о формировании органов сертификации, порядке и периодичности сертификации, и ее правовых последствиях, а также о перечне сотрудников, подлежащих и не подлежащих сертификации. подлежат сертификации и др. Эти универсальные нормы должны быть закреплены в виде Положения об аттестации сотрудников или в специальном Федеральном законе об этих отношениях, который необходим для обеспечения трудовых прав сотрудников в процессе проверки их бизнеса, профессиональной и другие качества, а также с целью разработки ведомственных и местных актов.
Стандарты, связанные с подготовкой и проведением аттестации, должны быть усовершенствованы, чтобы усилить гарантии трудовых прав работников и защитить их от возможных злоупотреблений со стороны работодателей, которые, в свою очередь, должны полностью выполнять предъявляемые к ним требования.
Таким образом, как эффективный способ решения проблем трудового права сертификация используется в России давно. Однако преждевременно полагать, что трудовому законодательству больше негде развиваться в этом направлении. Вопросы правового регулирования определения квалификации работников имеют большое теоретическое и практическое значение и занимают не последнее место в системе науки о трудовом праве в России. Ведь от правильного решения зависит совершенствование законодательства по установлению уровня профессиональной подготовки сотрудников, эффективности применения правовых норм, гарантирующих конституционное право на труд.
Выводы аттестационной комиссии могут служить предпосылкой для перевода на другую работу (должность) или расторжения трудового договора, основанием для направления работника на курсы повышения квалификации, применения льгот, повышения заработной платы и т. д.
Поэтому в проведении сертификации должны быть заинтересованы все, и руководители, и сотрудники. Безусловно, работодатели заинтересованы в квалифицированных кадрах, но они не должны нарушать права сотрудников и нормы действующего трудового законодательства