Введение ………………………………………………………………… 3 Глава I. Теоретические основы формирования читательской самостоятельности учащихся начальных классов на уроках внеклассного чтения …………………………………………………………………...……….. 7 1.1. Сущность понятия «читательская самостоятельность» …………... 7 1.2. Особенности проведения уроков внеклассного чтения в начальных классах ……………………………………………………………………..…… 12 Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию читательской самостоятельности учащихся начальных классов на уроках внеклассного чтения ………………………………………………..………….. 19 2.1. Диагностика уровня сформированности читательской самостоятельности учащихся начальных классов …………………………... 19 2.2. Содержание работы по формированию читательской самостоятельности учащихся начальных классов на уроках внеклассного чтения ………………………………………………………………..…………. 26 Заключение …………………………………………………………….... 31 Список источников и литературы …………………………...…………. 33 Приложения ………………………………..……………………………. 37  

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

курсовая работа
Педагогика
35 страниц
71% уникальность
2020 год
36 просмотров
Штанько А.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение ………………………………………………………………… 3 Глава I. Теоретические основы формирования читательской самостоятельности учащихся начальных классов на уроках внеклассного чтения …………………………………………………………………...……….. 7 1.1. Сущность понятия «читательская самостоятельность» …………... 7 1.2. Особенности проведения уроков внеклассного чтения в начальных классах ……………………………………………………………………..…… 12 Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию читательской самостоятельности учащихся начальных классов на уроках внеклассного чтения ………………………………………………..………….. 19 2.1. Диагностика уровня сформированности читательской самостоятельности учащихся начальных классов …………………………... 19 2.2. Содержание работы по формированию читательской самостоятельности учащихся начальных классов на уроках внеклассного чтения ………………………………………………………………..…………. 26 Заключение …………………………………………………………….... 31 Список источников и литературы …………………………...…………. 33 Приложения ………………………………..……………………………. 37  
Читать дальше
Проблема развития читательской самостоятельности учеников начальных классов становится особенно актуальной в наше время, поскольку именно сформированность навыков самостоятельной работы с книгой является одной из предпосылок интеллектуального и духовного развития личности. В ФГОС второго поколения НОО отмечается, что для ученика обязательно «…достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу» [1]. В «Примерной основной образовательной программе начального общего образования» отмечается, что «…выпускники начальной школы должны осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. У них будет формироваться потребность в систематическом чтении; младшие школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор» [2]. Первоочередная задача, которую нужно выполнить, чтобы достичь этих целей — развитие у учащихся читательской самостоятельности. По мнению Н.Н. Светловской, читательская самостоятельность - это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт в книгах пока не описан [15]. О.


На Work5 заказать курсовую срочно в Тюмени - не проблема.


.В. Джежелей считает, что читательская самостоятельность - это умение и желание вкладывать в чтение «труд души», размышление над книгой еще до чтения, восприятие содержания, обдумывание прочитанного, когда книга уже закрыта [12]. В процессе анализа современного состояния читательской самостоятельности наблюдается противоречие между необходимостью эффективного развития читательской самостоятельности и отсутствием современных критериев ее оценки. Проблему оценки качества читательской деятельности необходимо рассматривать в соответствии с позицией системно-деятельного подхода, заявленного в ФГОС второго поколения НОО [1]. Необходима адекватная оценка развития читательской самостоятельности для построения методических рекомендаций по проблеме развития данного качества. Современные тенденции требуют глубокого анализа уровня развития читательской самостоятельности младших школьников и, на этой основе, определение путей усовершенствования воспитания читателей-школьников в соответствии с новейшими требованиями. Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования - возможности уроков внеклассного чтения как средства формирования читательской самостоятельности учащихся начальных классов. Решение сформулированной проблемы представляет собой цель исследования - изучить потенциал уроков внеклассного чтения в формировании читательской самостоятельности учащихся начальных классов. Объект исследования: процесс формирования читательской самостоятельности учащихся начальных классов. Предмет исследования: формирование читательской самостоятельности учащихся начальных классов на уроках внеклассного чтения. Гипотеза исследования: проблему можно будет считать принципиально решенной, если удастся разработать содержательную и организационно-методическую систему курса обучения на уроках внеклассного чтения, результативность которой окажется достаточно высокой для всех без исключения учащихся, а также относительно стабильной и независимой от прочих факторов и обстоятельств, влияющих на поведение и опыт младших школьников-читателей. Концепция исследования, соответствующая данной гипотезе, состоит в следующем: уровень читательской самостоятельности определяется сформированностью у младших школьников типа правильной читательской деятельности на основе непосредственного восприятия книг из доступного круга чтения в процессе индивидуального освоения системы учебных действий, т.к. вне этого условия усвоение материала подменяется словесной характеристикой понятий и приемов решения учебных задач. В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования поставлены задачи исследования: 1. Определить сущность понятия «читательская самостоятельность». 2. Охарактеризовать урок внеклассного чтения как средство формирования читательской самостоятельности учащихся начальных классов. 3. Выполнить диагностику уровня сформированности читательской самостоятельности учащихся начальных классов на уроках внеклассного чтения. 4. Разработать содержание работы по формированию читательской самостоятельности учащихся начальных классов на уроках внеклассного чтения. Методология исследования: в работе используются теоретические (анализ, обобщение, сравнение, систематизация) и эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование, качественный и количественный математический анализ) методы исследования. Теоретико-методологическая основа исследования: Непосредственный научный интерес представляют труды ученых-методистов: Е.А. Адамович, Е.А. Бугрименко, В.Г. Горецкого, П.И. Леонова, и других, в которых рассматриваются особенности воспитания читателей школьников. Проблема самостоятельности разрабатывалась следующими исследователями: Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.Н. Мясищевым, C.Л. Рубинштейноми другими. Проблемами развития и оценки читательской самостоятельности занимались такие ученые, как: О.В. Джежелей, Л.Ф. Климанова, Г.М. Первова, Н.Н. Светловская и другие. Практическая значимость исследования: В результате изучения проблемы формирования читательской самостоятельности учащихся начальных классов на уроках внеклассного чтения, анализа возможностей уроков внеклассного чтения как средства формирования читательской самостоятельности учащихся начальных классов в трудах отечественных авторов выполнена работа по формированию читательской самостоятельности учащихся начальных классов на уроках внеклассного чтения, которая может быть использована в педагогической практике. База исследования: МБОУ «Гремячевская школа №2» городского округа г. Кулебаки Нижегородской области. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Читать дальше
Хотя на современном этапе образовалась определенная классификация компетентностей, круг компетентностей, необходимый для формирования у современных учеников до конца еще не определен. Каждый предмет определяет свое понятие компетентности. Анализ научной литературы показал, что идея обучения ребенка ориентировке в мире книг имеет давнюю историю, однако, несмотря на обилие школьных и библиотечных программ, целостной системы по формированию читательской самостоятельности у младших школьников не разработано, очень часто выпускники начальной школы находятся на низком и нулевом уровне сформированности читательской самостоятельности, хотя и обучаются по современным вариативным программам. Читательской самостоятельности младших школьников определяется по результативности поиска в книжном мире и осознанности познавательных мотивов деятельности, по отношению к книге как интеллектуальной ценности лично для него. Такой школьник умеет пользоваться алфавитным и тематическим каталогом, может грамотно сформулировать свое обращение к библиотекарю, умеет по оглавлению, обложке, иллюстрациям определять содержание книги, может грамотно использовать помощь библиотекаря, руководствуясь своей целью чтения. В ходе выполнения исследования достигнута цель, выявлены наиболее эффективные условия формирования читательской самостоятельности у младших школьников на уроках литературного чтения. С целью подтверждения гипотезы о том, что развитие читательской самостоятельности у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения возможно при условии соблюдения определенных условий было проведено экспериментально исследование. Экспериментальное исследование по развитию читательской самостоятельности у младших школьников на уроках литературного чтения проводилось на базе МБОУ «Гремячевская школа №2» городского округа г. Кулебаки Нижегородской области во 2 «А» классе. На первом этапе проведена диагностика уровня сформированности у детей читательской самостоятельности, которая продемонстрировала у детей низкий уровень. С целью повышения уровня читательской самостоятельности у детей младшего школьного возраста, на формирующем этапе были сформулированы педагогические условия развития читательской самостоятельности на уроках литературного чтения
Читать дальше
Список источников и литературы 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации - М.: Просвещение, 2010. 2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]: одобрено решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. №1/15 // https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/11/20/primernaya_oop_noo.pdf (дата обращения: 21.11.2020). Учебная литература 3. Алексеева, Л.Д. Воспитание читательской компетенции у младших школьников как условие реализации требований ФГОС НОО / Л.Д. Алексеева // Педагогика. - 2015. - №3. – С. 52-54. 4. Алиева, А.С. Основные формы внеклассной работы по литературному чтению в начальных классах / А.С. Алиева // Учитель будущего – 2016. Материалы всероссийского конкурса с международным участием. – 2016. – С. 60-64. 5. Алипханова, Ф.Н. Технологии начального литературного образования в современной педагогике / Ф.Н. Алипханова. – 2018. – 213 с. 6. Беляева, С.А. Основные недостатки в развитии читательской самостоятельности младших школьников / С.А. Беляева // Современная педагогика. - 2015. - №6. – С. 73-76. 7. Бершанская, О.Н. «Литературное чтение» в контексте стандарта второго поколения / О.Н. Бершанская // Образование в Кировской области. – 2013. - №3. – С. 18-22. 8. Бредихина, С.В. Проблема формирования читательской самостоятельности младших школьников / С.В. Бредихина, В.С. Бредун // Образование и наука как основа формирования современного социума. Материалы международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 18-21. 9. Вершинина, Я.В. Педагогические условия формирования у младших школьников читательской самостоятельности во внеурочной деятельности / Я.В. Вершинина // Аллея науки. – 2020. – Т.1. - №6. – С. 939-942. 10. Гамзаева, З.Д. Этапы формирования читательской самостоятельности младших школьников / З.Д. Гамзаева, К.А. Султанахмедова // Совершенствование профессиональных умений и навыков в условиях педагогической практики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 167-171. 11. Дождикова, Н.М. Изучение уровня читательской самостоятельности младших школьников / Н.М. Дождикова // Филологическое образование в период детства. – 2015. – Т.22. – С. 124-126. 12. Донцова, С.И. Особенности формирования читательской самостоятельности у младших школьников / С.И. Донцова // Наука сегодня: вызовы и решения. Материалы международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 114-115. 13. Ефанова, Т.В. Формирование читательской самостоятельности младших школьников в современной общеобразовательной организации / Т.В. Ефанова, П.В. Валынкин // психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 91-93. 14. Ищук, А.С. Формирование читательской самостоятельности младших школьников / А.С. Ищук, С.В. Шишкина // Психологические и педагогические проблемы в системе непрерывного образования. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 148-150. 15. Ковалевская, Г.И. Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках / Г.И. Ковалевская // Современная образовательная среда: теория и практика. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 63-65. 16. Кожихова, О.Н. Формирование читательской самостоятельности младших школьников / О.Н. Кожихова, О.В. Шумакова // Современное общество, образование и наука. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 77-80. 17. Колганова, Н.Е. Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников / Н.Е. Колганова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. - №3. – С. 106-111. 18. Колганова, Н.Е. Читательская компетентность младших школьников: сущность, структура, показатели / Н.Е. Колганова // Гаудеамус. – 2017. – Т.16. - №1. – С. 27-37. 19. Лосимович, К.Е. Формы и методы работы по внеклассному чтению в начальных классах как средство развития читательского интереса у младших школьников / К.Е. Лосимович // Мой профессиональный стартап. Сборник статей по материала V Всероссийской студенческой научно-практической конференции. – 2018. – С. 202-205. 20. Мартынова, Е.Н. Развитие интереса к чтению у детей в процессе обучения / Е.Н. Мартынова // Ярославский педагогический вестник. – 2015. - №5. – С. 66-71. 21. Минеева, А.В. Система работы с читательским дневником как средство формирования сознательного чтения и повышения качества обучения в начальных классах / А.В. Минаева // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 172-175. 22. Ниметуллаева, С.С. Формирование у младших школьников первооснов читательской самостоятельности в процессе работы с детской книгой / С.С. Ниметуллаева, А.М. Яяева // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. – 2018. – №1-2. – С. 22-25. 23. Новиков, Р.А. Приемы формирования читательской самостоятельности младших школьников / Р.А. Новикова, Н.Н. Коровкина, А.А. Новикова // Научная дискуссия: вопросы экономики, управления, образования, права. Труды международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 46-50. 24. Покладова, В.А. Читательская самостоятельность учащихся начальных классов как психолого-педагогическая проблемы / В.А. Покладова // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. - №53-5. – С. 190-196. 25. Сеннова, И.А. Внеклассное чтение как способ формирования читательской компетентности / И.А. Сеннова, О.Р. Мусина, М.А. Ксенофонтова // Проблемы педагогики. – 2018. - №5. – С. 21-23. 26. Темирова, Х.И. Психолого-педагогические особенности познания детьми художественной литературы в начальных классах / Х.И. Темирова // Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования. Сборник научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 53-61. 27. Томилова, С.Д. Читательские приоритеты детей младшего школьного возраста / С.Д. Томилова // Педагогическое образование в России. – 2020. – №2. – С. 127-134. 28. Хваль, Т.В. Значение читательской самостоятельности младшего школьника в условиях реализации новых образовательных стандартов / Т.В. Хваль // Новая наука: проблемы и перспективы. – 2016. - №8. – С. 60-64. 29. Хоруева, А.Е. Условия формирования читательской самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения / А.Е. Хоруева // Форму молодых ученых. – 2018. - №6-3. – С. 486-491. 30. Шевелева, С.С. Формирование читательского интереса средствами уроков внеклассного чтения / С.С. Шевелева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 234-236. 31. Штербова, Л.В. Формирование читательской самостоятельности младших школьников через учения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС / Л.В. Штербова // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. – 2017. – Т.7. - №12. - С. 18-21.  
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Анализ и планирование прибыли предприятия
Количество страниц:
20
Оригинальность:
29%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
Малый и средний бизнес в России.
Количество страниц:
28
Оригинальность:
49%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Экономика предприятия
курсовая работа
Трудовые ресурсы как фактор экономического роста по материалам ивановской области
Количество страниц:
40
Оригинальность:
44%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Микроэкономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image