Анализ выбранной темы исследования позволяет нам сделать следующие выводы.
1. Изучая «организационную культуру» как дефиницию, анализ литературы показал, что существует несколько определений термина данного термина. Имеют место быть как широкие толкования указанного термина, так и достаточно узкие толкования. Отметим, что в узком смысле под термином «организационная культура» необходимо понимать организационную культуру конкретного предприятия или организации. В структуру организационной культуры входят:
формирование графика рабочего времени;
дресс-код сотрудников организации или предприятия;
иные условия, выставляемые предприятием или организацией.
В широком смысле слова под термином «организационная культура» необходимо понимать основополагающие положения, которые формируются и впоследствии разделяются всеми без исключения сотрудниками предприятия или организации.
2. В рамках анализа элементов организационной культуры государственных учреждений особое значение приобретает процесс моделирования состава организационных процессов и структур. Под понятием «механизм моделирования» необходимо понимать процесс поиска, а также осмысления и обоснования, выбора необходимых моделей элементов организационной культуры.
3. Приоритетными характеристиками российского типа организационной культуры государственных организаций являются:
значительная степень эффективности государственных организаций в виде особого рода самостоятельного института;
формирование особых мер ответственности государственных служащих перед государственной организацией;
наличие двустороннего права на расторжение существующих трудовых отношений;
проявление уважения ко всей системе управления в рамках конкретной государственной организации;
уклонение администрации и сотрудников государственных организаций от конфликтных ситуаций и конфликта интересов.
4. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №5 г. Томска осуществляет основные направления деятельности с 1983 г. Вместе с тем, начиная с октября 2008 г. на основании положений Постановления Администрации г. Томска № 728 от 22.09.2008 г. на основании ранее действующего образовательного учреждения было сформировано официально муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 5. Таким образом, стоит отметить, что формирование нового образовательно учреждения происходит посредством изменения типа действующего муниципального учреждения.
Полное наименование: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №5 г. Томска. Сокращенное наименование: МАДОУ № 5.
Подчеркнем, что официальным учредителем, и, следовательно, основным собственником имущества ДОУ является муниципальное образование «г. Томск», но в лице членов администрации г. Томска. От имени официального учредителя отношения с ДОУ производит члены департамента образования администрации г. Томска. Приоритетные полномочия собственника объектов имущества, которые принадлежат непосредственно учредителю как на праве оперативного управления, так и хозяйственного ведения, в том числе, ценное имущество, осуществляют члены департамента управления объектами муниципальной собственности администрации г. Томска.
Процесс, связанный с управлением ДОУ реализуется на основании норм действующего законодательства РФ, пристальное внимание также уделяется положениям Федерального закона от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».. Особое значение в рамках деятельности указанного ДОУ имеют принципы единоначалия и коллегиальности.
5. Комплекс преобразований, которые реализуются в экономической, социальной, политической, культурной и иных сферах общественной жизни, не могли оказать влияние на систему образовательных отношений. Именно сфера образования во многом определяет интеллектуальный потенциал государства в дальнейшем, а также формирует основные условия для ее организации и функционирования. Органы государственной власти, их требования и конкретные образовательные запросы, которые исходят от родителей воспитанников заставляют ДОУ достаточно оперативно реагировать на изменяющиеся условия, а также адаптироваться ввиду введения как внутренних, так и внешних требований.
В настоящее время заведующий, старшие воспитатели и иные сотрудники ДОУ представляют собой конкретных менеджеров образовательной сферы. К категории менеджеров образовательной сферы относится также заместитель заведующего ДОУ по воспитательно-методической работе. На современном этапе развития общественных отношений уже не принимают в полной мере положения теорий, которые представлены в рамках учебников и методических рекомендаций, предлагающие существенно изменить образовательную ситуацию в рамках единственно верном направлении. Для всей совокупности действующих ДОУ совершенно очевидным является тот факт, что эффективное развитие предполагает формирование самостоятельного пути развития.
Приоритетное значение в развитии государственного учреждения или организации играет персонал. Сотрудники государственного учреждения, атмосфера, которую они формируют в трудовой деятельности, могут обусловить как успех деятельности организации, так и стать причиной их неэффективности. В этой связи структуру организационной культуры образуют привычки, характеры сотрудников, их знания, умения, навыки, желание, мотивация, нежелание осуществлять трудовую деятельность не только в рамках личных целей, но и конкретных целей учреждений. Таким образом, реальная способность к возникающим изменениям является приоритетным фактором развития, обеспечивает конкурентоспособность того или иного образовательного учреждения.
6. Важным компонентом организационной культуры ДОУ является миссия данного ДОУ. Миссия ДОУ не только определяет его назначение в рамках общественных отношений, но и детализирует основные направления ее деятельности. Отметим, что основополагающей миссией МАДОУ № 5 является формирование относительно единой воспитательной среды. Данная среда обязана в полной мере соответствовать требованиям современных общественных отношений.
Воспитывающая среда ДОУ постоянно развивается и преобразовывается. В рамках реорганизации основ воспитательной среды ДОУ администрация, педагоги и сотрудник ДОУ стремятся по возможности и ввиду необходимости внедрять современные технологии образования и воспитания детей. Приоритетная цель для сотрудников ДОУ - организация всестороннего развития воспитанников, его подготовка к дальнейшему обучению в образовательных организациях, а также социализации в рамках общественных отношений. Администрация, педагоги и сотрудники ДОУ обязаны осознавать самоценности детей дошкольного возраста. Они обязаны:
иметь профессиональные знания и понимания о развитии детей дошкольного возраста;
уметь применять профессиональные знания в рамках практической деятельности ДОУ;
уметь наблюдать и перспективно оценивать модели поведения детей дошкольного возраста в рамках планирования занятий и формирования индивидуальных планов обучения для детей;
формирование и поддержание наиболее безопасного и здорового отношения к основам окружающей среды;
формирование образовательной программы, которая обуславливает придвижение во всех сферах обучения и развития детей дошкольного возраста.
7. Приоритетной целью ДОУ на современном этапе является процесс воспитания культурной, развитой, творческой, коммуникабельной, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию личности ребенка. Приоритетное значение в рамках успешного воспитания данной личности играет поведения сотрудников педагогического коллектива ДОУ. Именно члены педагогического коллектива ДОУ и формируемая ими атмосфера в рамках ДОУ представляют собой основания для наиболее успешного развития указанной категории образовательных организаций.
На современно этапе развития общественных отношений под понятием «организационная культура в рамках образовательной организации» необходимо понимать основополагающий элемент управления поведением педагогическим коллективном ДОУ. Развивая организационную культуру ДОУ не только повышает эффективность деятельности организации, но и стремится к формированию его позитивного потенциала. Кроме того, формирование и дальнейшее функционирование организационной культуры ДОУ представляет собой важнейший фактор наиболее эффективного образовательного процесса, обуславливает высокие результаты деятельности конкретного ДОУ.
8. Дошкольное учреждение имеет ряд специфических особенностей, которые влияют на выбор методов управления при формировании организационный культуры педагогов:
полифункциональность деятельности педагогов (воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление, коррекция нарушений);
режим работы дошкольного образовательного учреждения и длительность пребывания в нем детей определяют высокие требования к личностной культуре педагога;
преимущественно женский коллектив, требующий от руководителя умения решать нестандартные ситуации.
Оптимально подобрав методы, ориентированные на ценностное отношение, профессиональную и творческую активность, педагогическое мышление, профессионально-педагогическое самосовершенствование, руководитель дошкольной образовательной организации может в значительной степени влиять на формирование организационной культуры педагогов ДОУ. Нами были выявлены ключевые моменты построения организационной культуры педагогов ДОУ: компоненты, влияющие на развитие исследуемого объекта (ценности педагога, его профессиональные компетенции, культура организации, социум (социальная среда), управление ДОУ), и условия её формирования. На основе теоретического исследования удалось создать и реализовать модель построения организационно–методической культуры педагога ДОУ. Данная модель, возможно, будет трансформироваться по мере развития организации посредством управленческих методов.