В ходе исследования выполнены следующие задачи:
1. Исследование правовых норм, регулирующих голосование и определение результатов выборов.
2. Исследование правоприменительной практики норм, регулирующих голосование и определение результатов выборов.
Установлено, что стадии голосования и определения результатов выборов являются стадиями избирательного процесса.
Установлено, что основным источником, регулирующим избирательный процесс в Российской Федерации, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Субсидиарно, в зависимости от уровня избирательного процесса, избирательный процесс регулируется Федеральными законами "О выборах Президента Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", нормативными актами субъектов Российской Федерации, актами муниципальных образований. Существенную роль играют принимаемые в соответствии с данными актами Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, комиссий субъекта, территориальных, муниципальных избирательных комиссий.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает порядок голосования, определения результатов выборов. Избирательные комиссии субсидиарно определяют порядок проведения голосования и определения в результатов в случаях, предусмотренных законом.
Установлено, что избирательным законодательством избирательным комиссиям предоставляются широкие полномочия в выборе продолжительности голосования, проведения голосования с использованием форм электронного, дистанционного голосования, установления дополнительных мест для голосования.
Указанные полномочия в ряде случаев могут способствовать ограничению принципа гласности выборов, как то: дискреция избирательных комиссий в вопросе установления камер видеонаблюдения на избирательных участках, непредставления записей о ходе голосования заинтересованным лицам.
В ряде случаев имеет место и обыкновенное злоупотребление полномочиями, когда члены избирательной комиссии осуществляют вброс бюллетеней на стадии определения итогов голосования.
В ходе исследования установлены и общие проблемы правового регулирования избирательного процесса. В частности, нормы об изъявлении воли избирателя путем внесения в бюллетень любого знака, способствует оказанию давления на избирателя.
Существующее правовое регулирование также не в состоянии устранить проблему подкупа избирателя.
Кроме того, в исследовании рассмотрена процедура электронного голосования. Установлено, что электронное голосование не является эффективной формой волеизъявления граждан. Связано это, прежде всего, с тем, что программное обеспечение на защищает данные об избирателе, результатах голосования от взлома. Утечка данных о голосовании нарушает тайну голосования, способно влиять на исход выборов.
Между тем, сделан вывод о том, что верификация итогов голосования не является инструментом повышения доверия избирателя к выборам, так как само программное обеспечение электронного голосования защищает волеизъявление избирателя.
Таким образом, электронное голосование нельзя оценить однозначно, однако можно сделать вывод о том, что развитие системы электронного голосования в техническом плане может стать полноценной альтернативой классическому голосованию.
Обобщая вышесказанное, в избирательной системе Российской Федерации существуют определенные проблемы правового регулирования, которые способствуют нарушению прав избирателя, фальсификации выборов.
Однако нельзя не отметить и положительные тенденции в российской избирательной системе.
Так, обеспечена защита институту наблюдателей, что позволяет обеспечить законность процедур голосования и определения итогов голосования.
На уровне федерального законодательства отменен институт «открепительных удостоверений», что позволяет избежать фальсификаций.
Таким образом, правовое регулирование порядка голосования и определения результатов выборов в целом позволяет выполнять возложенные на него задачи, однако выявленные в ходе исследования проблемы позволяют сделать вывод о том, что избирательной системе в Российской Федерации необходимо качественное развитие.
Сделанные выводы раскрывают регулирование и актуальные проблемы только двух стадий избирательного процесса. В научной литературе по выборам в Российской Федерации существует мнение, что множество проблем существует на стадии выдвижения кандидатов и их регистрации.
Исходя из этого, для создания более полной картины состояния избирательного процесса в Российской Федерации автор считает перспективным проведение исследования по вышеуказанной проблематике.