Введение 3
Глава 1. Бюджетный дефицит и государственный долг: понятие, сущность 5
1.1 Понятие и виды бюджетного дефицита 5
1.2 Концепции регулирования бюджетного дефицита 8
1.3 Сущность и виды государственного долга 9
Выводы по 1 главе 10
Глава 2. Действие государственного долга и бюджетного дефицита в современных экономических системах 12
2.1 Оценка системы и механизм регулирования государственного долга 12
2.2 Механизмы управления государственным долгом 16
2.3. Совершенствование процесса управления государственным долгом в России 19
Выводы по 2 главе 21
Заключение 22
Список литературы 24
Читать дальше
Анализ выбранной темы исследования позволяет нам сделать следующие выводы:
1. На современном этапе развития общественных отношений под понятием «бюджетный дефицит» необходимо понимать процесс, связанный с превышением расходов над доходами в рамах государственного бюджета. Ситуация бюджетного дефицита является характерной для большей части мировых и развитых стран. То есть по своей сути бюджетный дефицит представляет собой конкретное финансовое явление. В некоторой степени бюджетный дефицит был присущ всем странам мира, у которых государственные расходы существенно превышали расходы, то есть формировался государственный долг. Мировые страны в рамках совещаний и конференций признали объективность существования бюджетного дефицита в страны в пределах 3% от ВВП. Под понятием «сальдо государственного бюджета» необходимо понимать существующую разницу между доходами и расходами органов государственной власти.
В рамках практической деятельности государственный бюджет может находиться в трех основополагающих состояниях:
- доходы государственного бюджета превышают расходы. Сальдо государственного бюджета является положительным. Наблюдается профицит государственного бюджета.
- доходы государственного бюджета равны расходам государственного бюджета. Сальдо государственного бюджета равняется нулю, таким образом, государственный бюджет является сбалансированным.
- доходы государственного бюджета меньше государственных расходов. Сальдо государственного бюджета является отрицательным. Имеет место быть дефицит государственного бюджета.
В контексте выполнения своих полномочий органы государственной власти несут различные расходы. На основании цели совокупность расходов органов государственной власти стоит разделить на:
- политические расходы:
- расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности,
- расходы на содержание армии, полиции, судов,
- расходы на содержание аппарата управления государством.
- экономические расходы:
- вложения в отрасли хозяйства,
- расходы, связанные с содержанием и обеспечение функционирования государственного сектора экономики,
- расходы в рамках субсидирования представителей частного сектора экономики.
- социальные расходы:
расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий);
расходы на образование, здравоохранение,
расходы на развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.
2.Под понятием «государственный долг» необходимо понимать конкретный результат финансовых (денежных) заимствований органов государственной власти, которые реализуются ввиду необходимости покрытия существующего дефицита государственного бюджета.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020) // СПС Консультант Плюс.
Специальная литература
2. Агаян Ш.А., Козмова Е.Г. Бюджетный дефицит РФ: причины и тенденции развития // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – М.: С. 7-10.
3. Белостоцкий А.А. Практика исполнения консолидированных бюджетов и снижение уровня государственного долга субъектов РФ // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, ТЕРРИТОРИЙ И СИСТЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. Материалы ХV Международной научно-практической конференции. – Курск: 2020. С. 51-54.
4. Белостоцкий А.А. Расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга РФ // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, ТЕРРИТОРИЙ И СИСТЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. Материалы ХV Международной научно-практической конференции. – Курск: 2020. С. 54-58.
5. Бородачева Е.К., Куликов М.М. Динамика государственного долга Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований РФ // ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И РОССИЙСКИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ. Материалы 15-ой Международной научно-практической конференции. – М.: 2017. С. 252-260.
6. Кравцова Н.И. Налоговый потенциал регионов РФ и перспективы его развития в условиях бюджетного дефицита // Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе: проблемы разных уровней. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: 2019. С. 63-68.
7. Манаков В.О. Проблема бюджетного дефицита РФ и способы ее решения // Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции. – М.: 2019. С. 57-61.
8. Сапожникова Л.Е., Шубина Н.А. Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга: анализ явлений в РФ и их опасность для экономики страны // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2019. № 7 (97). С. 39-41.
9. Тихонова Д.А. Оценка эффективности управления государственным долгом РФ и его влияния на долговую устойчивость РФ // Мировая экономика: проблемы безопасности. 2020. № 3. С. 159-166.
10. Толмачёва О.В., Рубцова Е.Ю. Методы финансирования бюджетного дефицита и государственного долга РФ // Весенние дни науки. Сборник докладов Международной конференции студентов и молодых ученых. – Екатеринбург: 2020. С. 523-525.
11. Фомина Е.А., Комарова Е.О. Анализ динамики и структуры государственного долга РФ на современном этапе // СТУДЕНТ ГОДА 2020. сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. – Петрозаводск: 2020. С. 123-126.
12. Хоминок А.Н. Бюджетный дефицит федерального бюджета РФ, его причины и источники финансирования // СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ИННОВАЦИИ. Материалы III международной научно-практической конференции. – Смоленск: С. 179-185.
13. Черчесова Т.Х. Проблемы государственного долга в РФ // Молодая наука – 2019. Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – М.: 2019. С. 47-49.
14. Гнатык А.Н., Суворова Ю.А. Проблемы секьюритизации государственного долга субъектов РФ // ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ. Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов, проводимой в рамках III международного конгресса молодых ученых. - М.: 2017. - С. 190-192.
15. Тагирова И.Р. Государственный долг субъектов РФ: динамика, структура, проблемы управления // Синергия Наук. - 2017. - № 15. - С. 176-184.
16. Подкур П.Н., Гамаюнова А.С. Анализ зависимости объема государственного долга от величины ВВП РФ // Сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием. - М.: 2017. - С. 74-81.
17. Хоменкова Е.А., Шаршавина Е.А. Управление государственным долгом РФ в современных условиях // Актуальные вопросы развития национальной экономики. Материалы VI Международной заочной научно-практической конференции. - М.: 2017. - С. 40-48.
Читать дальше